20/12/22
кадр из фильма

«Брат»: с кого Алексей Балабанов списал образ Данилы Багрова

В 2017 году главный герой культовых фильмов «Брат» и «Брат-2» Данила Багров был назван в ходе онлайн-голосования на странице выставки «Интерполитех» супергероем России (в чем обошел даже Илью Муромца и оставил далеко позади себя Глеба Жеглова). «Брат» столь сильно пришелся по душе зрителю потому, что показал типичных персонажей своей эпохи: уличных бандитов и киллеров, алкоголиков и их несчастных забитых жен, несчастных питерских бомжей, интересующуюся только тусовками, наркотиками и музыкой молодежь, наглых нацменов. Отчасти типичным человеком девяностых является и сам главный герой, ветеран Чечни и любитель душевного русского рока.

Конечно, в 1990-е, во время политического хаоса, слабости и зависимости от криминала государственных институтов в России проявило себя немало людей, в чем-то похожих на Данилу Багрова. Некоторые киллеры из среды бывших военных или правоохранителей были такими же безбашенными и жестокими со своими врагами. Например, Алексей Шерстобитов по прозвищу Леша-Солдат убил как минимум 12 человек и при этом не стеснялся использовать даже гранатомет. Другой убийца, уничтоживший 25 человек, Александр Пустовалов, был недавно отслужившим в армии парнем, а также весьма находчивым, что и применял в своем кровавом ремесле. А самый известный киллер Александр Македонский (на его счету не менее 43 жертв) даже стрелял сразу с двух рук.

Но всех этих киллеров полноценными прототипами Данилы Багрова назвать можно лишь с большими оговорками, и не только потому, что никого конкретно режиссер «Брата» Алексей Балабанов не имел в виду. Скорее, Багров впитал в себя множество черт разных типажей того времени, в том числе безжалостных бандитов. Однако, по своему характеру он совсем иной и вызывает симпатию и сочувствие зрителя. Багров ведь гонится не за деньгами и славой, а добивается справедливости в соответствии с нормальными человеческими понятиями (надо защищать слабых, помогать братьям и прощать их и т. д.). Простой провинциальный парень Багров, ветеран первой чеченской войны с обаятельной улыбкой и готовностью следовать своим принципам — с некоторыми литературными прообразами он имеет большее сходство, нежели с реальными киллерами. Неслучайно Багрова называли еще и «героем нашего времени».

Кинокритики подметили родственные черты Багрова и лермонтовского «героя нашего времени» Григория Печорина. Тот тоже вернулся с войны на Кавказе, полностью разочаровался в скучной и бессмысленной жизни и презирал суетность человека. Как и Багров, Печорин не мог найти свое место среди всех этих людей. В итоге оба пустились во все тяжкие, натворили немало гадостей и проливали кровь. Багрова и Печорина этот элемент их характера «лишнего человека» роднит и с другими литературными образами людей «потерянных поколений»: это и герои немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (его романы «Три товарища», «Возвращение» — как раз о таких персонажах), и герои Э. Хемингуэя или Ричарда Олдингтона. Такие герои не могут после понятной фронтовой жизни, вкусив дух товарищества, встроиться в гражданское общество, где деньги и погоня за ними заставляют людей терять человеческое лицо и становиться морально и физически слабыми. Помните, Багров говорит: «Город забирает силу»? Вот только Багров противостоит ему. Похожий на миллионы зрителей, «свой» понятный всем парень — с таким героем зрителю легко ассоциировать самого себя. Но Багров еще и сильнее. Он всегда побеждает врагов и умеет претворить свои убеждения в жизнь. Он такой, каким хотели бы быть многие из нас. Так что можно сказать, что у Багрова на самом деле миллионы реальных прототипов. Разница лишь в том, что, в отличие от него, они менее успешны.

Кстати, Багров в «Брате-2» также проходит многие типичные ситуации, в которых оказывались десятки тысяч русских, переехавших в Америку на какое-то время в 1990-х. Это и встречи с настроенными антироссийски украинцами, и с хамоватыми русскими таксистами в Нью-Йорке, и непонимание местных обычаев (например, того, что у черных и белых свои бары и вообще места обитания). Как раз за то, что Данила Багров так напоминает своими приключениями частицы опыта жизни в 1990-е на постсоветском пространстве (а в «Брате-2 даже за его пределами), он и стал кумиром своего поколения.