28/04/23

«Бросили дочь в тюрьме»: почему родители террористки Каплан её не навещали

Родители Фанни Каплан действительно перебрались на постоянное место жительства в Соединенные Штаты. Вместе с ними уехали за океан и все их дети, кроме Фанни, которая не приняла Октябрьскую революцию. Что же заставило девушку с подобными взглядами остаться в России?

Террористка в слезах

Фанни Ефимовна Каплан или Фейга Хаимовна Ройтблат навсегда осталась в истории как исполнительница покушения на Владимира Ленина. Как известно, 30 августа 1918 года Каплан прибыла к заводу Михельсона в Москве, где в тот день выступал вождь пролетариата. Если верить Анне Панкратовой, автору издания «История СССР», девушка притаилась возле автомобиля и трижды выстрелила в Ленина. Ильич, якобы не потерявший сознания, спросил у своего шофера: «Поймали его или нет?». Почему-то он был уверен в том, что стрелял мужчина. Вообще споры по поводу того, кто в действительности был тем самым стрелком, не утихают среди историков до сих пор.

Как бы то ни было, согласно официальной версии событий, Фанни Каплан после содеянного попыталась скрыться с места преступления. Ее арестовали на трамвайной остановке. Как утверждает автор книги «Бомба для Сталина: внешняя разведка России в операциях стратегического масштаба» Валерий Гоголь, по горячим следам Каплан допрашивал один из создателей и руководителей ВЧК Яков Петерс. Именно ему Фанни впервые назвала себя. Мало того, террористка расплакалась, а Петерс так и не смог понять, раскаялась ли Каплан в том, что совершила, или «это были просто утомленные нервы». Задержанная поведала Петерсу о своей юности, аресте, каторге, а также о том, что ее родители перебрались на постоянное место жительства в США.

Письмо и одна посылка

Фанни Каплан не пыталась оградить своих родных от неприятностей: те и вправду находились в тот момент в Америке. Доказательство тому – сохранившиеся архивные документы. В частности, как пишут в своей книге «Ленин и революция», Владимир Бушин, Виктор Кожемяко и Владимир Суходеев, в каторжном деле Каплан нашлось письмо родителей террористки, адресованное начальнику Акатуйской тюрьмы. Файвел и Сима Каплан (Ройтблат) были обеспокоены судьбой своей дочери, осужденной за подготовку покушения на генерал-губернатора Владимира Сухомлинова. Они просили начальника тюрьмы сообщить им, здорова и жива ли вообще Фанни, или заставить ее написать им. В письме был и обратный адрес супругов в Чикаго.

Неизвестно по каким причинам, но Фанни Каплан родителям не ответила. Однако известно, что она получила из Америки посылку, в которой было увеличительное стекло. Дело в том, что Каплан страдала плохим зрением, а в какой-то момент и вовсе ослепла. Только после освобождения судьба свела девушку с братом Ленина Дмитрием Ульяновым, благодаря которому ее устроили в глазную клинику и провели операцию, в результате которой зрение было частично восстановлено. Как бы то ни было, если верить Виктору Кожемяко автору издания «Деза. Четвертая власть против СССР», посылка с увеличительным стеклом оказалась единственной передачей от родителей, полученной Каплан за 11 лет заключения.

Почему Фанни осталась?

Единственная посылка, а также нежелание Фанни Каплан отвечать своим «американским» родителям, говорят о том, что в отношениях между родственниками не все было так просто. Тем более, что Файвел и Сима Каплан, имевшие еще нескольких детей, которых взяли с собой, отправились за океан без Фанни. В литературе советских лет чаще всего писали о том, что Каплан просто не захотела покидать Россию. Но что же останавливало девушку, которая, как пишет в издании «Ленин» Дмитрий Волкогонов, сама заявила: «Этой (Октябрьской) революцией я была недовольна, встретила ее отрицательно»? Впрочем, Каплан тогда же добавила: «Я стояла за Учредительное собрание и сейчас стою за него». Неужели Фанни осталась для того, чтобы продолжить борьбу?

Оказывается, все более прозаично. Как указано в издании «Знаменитые евреи» Эммануила Бройтмана, родители Каплан иммигрировали в Соединенные Штаты в 1911 году. Аналогичную дату называла и сама террористка. В тот момент Фанни уже находилась на каторге. В 1907 году она была осуждена за подготовку покушения на упомянутого выше генерал-губернатора Владимира Сухомлинова. Сначала ей был вынесен смертный приговор, который впоследствии заменили пожизненной каторгой в Акатуйской тюрьме, куда писали супруги Каплан. После Февральской революции Фанни Каплан была амнистирована, как многие другие заключенные. Возможно, в эту историю с покушением на Ленина (если его действительно совершила Каплан) она впуталась в том числе потому, что была очень одинока.