Ставка Гитлера, получившая название «Вервольф», до сих будоражит умы многих историков. И дело не только в том, что бункер и другие сооружения, построенные на территории Украины, были разрушены, а потому до сих пор не изучены. Некоторые исследователи считают, что ухудшение состояния здоровья фюрера в последние годы жизни было связано с радиацией, излучаемой стенами «Вервольфа».
Строительство «Оборотня»
Полевую штаб-квартиру «Вервольф» поначалу планировалось построить в лесном массиве под Лубнами Полтавской области. Однако, как утверждают авторы книги «Фюрер как полководец» Николай Баженов и Дмитрий Дегтев, в этой области активно действовали партизаны. Поэтому немцы выбрали для сооружения новой ставки Винницу, где партизанское движение в то время практически отсутствовало. Строительство, которое началось в сентябре 1941 года, а закончилось в апреле 1942 года, велось в строгой секретности под видом дома отдыха для раненых офицеров. Для того, чтобы еще более «запутать следы», даже название штабу изменили в последний момент: из «Дубовой рощи» он превратился в «Оборотня».
Если верить Анатолию Уткину, автору издания «Русские во Второй мировой войне», «Вервольф» представлял собой целый комплекс всевозможных сооружений: среди деревьев были возведены дома и даже бассейн, а под землей располагался надежный бункер, предназначенный для самого фюрера. Как сообщает Уткин, в бункере было припасено все и на каждый случай жизни: от продовольствия до баллонов с кислородом. Однако наибольший интерес исследователей вызывают материалы, из которых были построены сооружения. Наземный просторный дом Гитлера был возведен из сосновых бревен, а вот убежище — из бетона и красного гранита.
Ухудшение здоровья Гитлера
Красный гранит немцы «позаимствовали» на местном карьере. Именно гранит и мог стать по крайней мере одной из причин ухудшения состояния здоровья Адольфа Гитлера. Такое предположение приводит в своей книге «Засекреченные станции метро Москвы, Санкт-Петербурга и других городов» и Матвей Гречко. По словам Гречко, гранит интенсивно выделяет радиоактивный радон. На поверхности земли этот элемент практически не опасен, но в закрытых помещениях он способен стать бомбой замедленного действия. Тем более, что не стоит забывать о том, что в годы Первой мировой войны во время химической атаки легкие фюрера были повреждены, а потому радон мог отрицательно сказаться на его здоровье гораздо быстрее.
Как отмечают авторы энциклопедии «Подземный мир» Юрий Супруненко и Михаил Бурлешин, находясь в течение длительного периода в подземном бункере «Вервольф», Адольф Гитлер становился особенно раздражительным и агрессивным. Бывало, что периоды апатии внезапно сменялись вспышками беспричинной эйфории. А неадекватность поведения как раз и свойственна людям, пораженным лучевой болезнью. Кроме того, сохранились записи из дневников Германа Геринга и Вальтера Шелленберга, согласно которым после лета, проведенного под Винницей, у лидера нацистов обострились хронические заболевания, а также появились озноб, тошнота, слабость, потеря равновесия и отеки.
Разрушение «Вервольфа»
Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, версия о том, что Адольфа Гитлера убила «гранитная» радиация, так и осталась всего лишь версией. Тем более, что украинская ставка немецкого командования просуществовала недолго. Как пишут Александр Колпакиди и Александр Север в своем издании «Литерные дела Лубянки», уже в конце декабря 1942 года десяток советских бомбардировщиков совершил авианалет на «Вервольф». В результате были разрушены первые ярусы подземных построек, находившихся на глубине до 10 метров. Однако никто из высокопоставленных гитлеровцев не пострадал. А сам фюрер в этот момент в ставке отсутствовал. Вот только Баженов и Дегтев считают документ об этом авианалете фальшивкой, сочиненной НКВД.
И действительно, как утверждают составители энциклопедии «Великая Отечественная война» И. А. Дамаскин, П. А. Кошель и Ю. А. Никифоров, уже весной 1943 года, перед Курским сражением, Адольф Гитлер вернулся в Винницу. Однако в сентябре того же года лидер нацистской Германии покинул бункер навсегда. Ранней весной 1944 года перед тем, как оставить Подолье, немцы взорвали все помещения штаб-квартиры. Впоследствии территория, на которой располагался «Оборотень», изучалась многочисленными исследователями, но ничего сенсационного им найти так и не удалось. Однако тот факт, что гранит действительно радиоактивен, ни у кого сомнений не вызывает.