Бункер Жукова: зачем он был нужен маршалу Победы

Когда заходит речь о подземных бункерах времён Великой Отечественной войны, чаще всего вспоминают о сооружениях, построенных для главнокомандующего Иосифа Сталина. Между тем у ряда других высокопоставленных руководителей СССР также имелись «личные» бомбоубежища. В них было всё для поддержания автономного существования с привычным для советской элиты уровнем комфорта.

Жуков

В связи с угрозой взятия немцами Москвы «запасной столицей» СССР в годы войны стал Куйбышев. Как писала Светлана Аллилуева, в городе были построены «колоссальные бомбоубежища».

Один из них располагался под военным санаторием «Волга» Приволжского военного округа. По мнению историков, этот бункер предназначался для генерального штаба РККА, которым в начале войны командовал Георгий Жуков. Хотя обычно его называют «бункером Жукова», это не совсем верно, так как большую часть войны генштаб возглавляли Шапошников, Василевский и Антонов.

Бункер должен был обеспечить функционирование генштаба и сохранение управления войсками в случае массированного авиаудара по Куйбышеву. Строительство велось в 1941-1942 годах силами заключённых ГУЛАГа. К слову, этот факт не укрылся от внимания немцев и коллаборационистов, которые утверждали, что 10 тысяч зэков, участвовавших в строительстве, были после его окончания расстреляны.

Так это или нет доподлинно неизвестно, но сооружение получилось масштабным. Бункер «А», как он назывался в официальных бумагах, располагался на глубине 28-30 метров. 15 комнат, соединённых разветвлёнными тоннелями, имели общую площадь 900 квадратных метров. Исследователи, побывавшие внутри объекта, выяснили, что в нём имелись: буфет, комната отдыха, душевая, оборудование для фильтрации воздуха и откачки грунтовых вод. Электричество вырабатывалось посредством двигателя от трактора «Сталинец». Советские военнослужащие использовали «бункер Жукова» до 1974 года, после чего затопили его.

Калинин

Должен был переехать в Куйбышев и «всесоюзный староста» Михаил Калинин – формальный глава советского государства. Для Председателя Президиума Верховного Совета СССР в центре города был построен крупнейший подземный объект. Он располагался на глубине 40 метров под оперным театром и имел два выхода. Извилистые тоннели были спроектированы так, чтобы выдержать ударную волну в случае падения бомбы. Примечательно, что электричество в бункере было «немецкое» – его обеспечивал электрогенератор Siemens, выпущенный в 1938 году.

Бомбоубежище Калинина по сей день остаётся действующим объектом. Сейчас оно называется «Пунктом управления городского округа Самара» и предназначено для эвакуации местных властей в случае чрезвычайной ситуации.

Берия

Для Лаврентия Берии и руководства НКВД в Куйбышеве также строился бункер, однако он не был закончен. По-видимому, в 1943 году необходимость в «объекте 84» под Хлебной площадью просто отпала.

О технических характеристиках ныне затопленного «бункера Берии» известно немногое. Как рассказывал в интервью «Комсомольской Правде» сотрудник самарской исследовательской группы «Истком» Антон Трещилов, «бункеры Сталина и Берии, судя по всему, были построены по типовому проекту». У них был одинаковый наклон стен, стальные двери. Можно предположить, что, как и в «сталинском» бункере, руководство НКВД защищала трехметровая железобетонная плита. Подземные помещения предназначались не только для самого Берии, но и для его прислуги и охраны.

Жданов

Секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов во время Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде. Его рабочий кабинет находился в Смольном – официальной резиденции партийно-государственного руководства города. Здесь же, под зданием бывшего института благородных девиц, было устроено бомбоубежище, расположенное на глубине 12 метров. Выход из подземелья находился в Саду штаба революции.

В отличие от Жукова или Калинина, Жданов активно пользовался своим бункером. Немцы регулярно устраивали авианалёты на Ленинград. Хотя в районе Смольного за войну упал лишь один снаряд, бомбардировки заставляли руководство города нервничать.

Объект «Павильон» под Смольным начали строить ещё при Кирове, а закончен он был в 1937 году. Бункер мог выдержать попадание бомбы весом в тонну, а также газовую атаку. Отопление, водоснабжение, вентиляция и канализация в обычное время были подключены к городским сетям, но могли быть переведены в автономный режим.

В бункере могли укрыться 60 человек. Два помещения предназначались лично для Жданова. В подземелье имелись кухня, склад продуктов, столовая. В медпункте было достаточно коек для 7-8 пациентов. Имелась также комфортная зона отдыха на 10 человек.

До 2012 года ждановский бункер был засекречен. А частичный доступ в него для туристов открылся лишь в 2019 году. Сейчас здесь имеется постоянная экспозиция, выставлены восковые фигуры Жданова и его окружения.

После Великой Отечественной войны требования к бункерам для первых лиц государства изменились. Они должны были выдерживать ядерные удары и защищать от радиации, поэтому от прежних объектов власти постепенно отказались.