30/11/20

Бутылкомет: самое необычное советское оружие для уничтожения танков

В 1942 году советский физик Вениамин Цукерман придумал новое оружие для стрельбы по танкам противника. Бутылкомет прославил и едва не убил своего изобретателя, но по ряду причин не получил широкого распространения среди бойцов Красной Армии.

Бутылки против танков

В годы войны выяснилось, что по немецким танкам можно стрелять бутылками при помощи самой обычной винтовки. Это было значительно удобнее и эффективнее, чем попытки добросить «коктейль Молотова» руками. Стрельбу с помощью бутылок можно было вести на расстоянии до ста тридцати метров, причем стрелять получалось как с плеча, так и упираясь в землю. Для довольно примитивного типа оружия бутылкомет имел неплохую боевую скорострельность. Она составляла 6-8 выстрелов в минуту.

Использовать бутылкомет предполагалось как против техники врага, так и против его укрытий. Стрельбу вели два человека: наводчик-стрелок и заряжающий. Для повышения точности был создан дополнительный прицел, который крепился к прицельной планке винтовки. Бутылкомет представлял собой насадку на ствол винтовки. Имел прицельную дальность на 40-80 метров и максимальную дальность на 130 метров при уклоне в 30 градусов. Бутылки с зажигательной жидкостью для этого вида оружия поставляли на фронт в специальном ящике. Помимо них в нем находились еще одна бутылка для дегазации, мастика для закупорки холостых патронов, щипцы для извлечения пули из боевого патрона, а также по два пыж-обтюратора. Последние предотвращали прорыв пороховых газов через зазор между пояском снаряда и поверхностью канала ствола.

Конструкция нового оружия

По сравнению с другими видами оружия бутылкомет выглядел незамысловато. Он разделялся на четыре составляющие: ствол, переход, втулка и диафрагма. Сборка происходила путем соединения ствола с переходом по резьбе. Затем туда вкручивали втулку: она крепилась к стволу наподобие штыка. В ствол помещали диафрагму, имевшую отверстия для выхода пороховых газов. Заряжали с дульной и казенной частей, а в качестве вышибного заряда использовали холостой патрон.

В качестве снарядов сначала использовали простые стеклянные бутылки объемом 0,5 литра. Их наполняли горючей смесью и закупоривали. К ним изготовлялись стеклянные запалы (пробирки), наполненные хлористым хромилом. При попадании в цель и бутылка, и запал разбивались, что приводило к смешиванию и воспламенению всей смеси. В состав смеси могли иногда добавлять загуститель. Благодаря нему жидкость не разбрызгивалась и налипала на твердую поверхность. Во время полевых испытаний выяснилось, что конструкцию необходимо усовершенствовать, и тогда создатель бутылкомета Вениамин Аронович Цукерман обратился за помощью к рабочим завода «Победа труда». По его просьбе они изготовили партию особых бутылок, по форме напоминавших артиллерийские мины.

Горящие штаны

Появлению бутылкомета советская армия была обязана доктору технических наук, профессору Цукерману. В мирное время он являлся специалистом в области рентгенографии. Когда началась война, от службы в армии он был освобожден из-за частичной потери зрения, и находился вместе со своим исследовательским институтом в эвакуации в Казани. Там Вениамин Аронович занимался установкой рентгеновских аппаратов и разработкой нового вида оружия для бросания бутылок с горючей смесью на дальние расстояния. Цукерман лично участвовал в изготовлении стеклянных корпусов, а затем и в испытаниях бутылкомета.

Финальная стадия полигонных испытаний прошла 14 июля 1942 года в подмосковном Солнечногорске. По неудачному стечению обстоятельств изобретателю самому пришлось «выполнить роль» горящего немецкого танка. Во время заряжания бутылок один из капсюлей сломался из-за того, что был несколько длиннее, чем нужно. Это привело к возгоранию бутылки. На Цукермане в считанные секунды вспыхнула одежда: со штанов огонь перекинулся на ноги, руки и лицо. Спасти Вениамина Ароновича удалось лишь благодаря молниеносной реакции находившихся рядом красноармейцев. Тем не менее ожоги были серьезными, и немало времени ученому пришлось провести в госпитале. Любопытно, что на испытаниях присутствовал и будущий «отец» атомной бомбы Игорь Курчатов.

Несмотря на этот несчастный случай, бутылкомет Цукермана был принят на вооружение и небольшой партией отправлен на фронт. Возможно, это было связано с нехваткой противотанкового оружия, и советская армия с благодарностью принимала любые альтернативные варианты. И все же широкого распространения бутылкомет не получил: впоследствии удалось наладить выпуск более надежных противотанковых средств – ружей ПТРД и ПТРС, а также гранат РПГ-43 и РПГ-6. Что касается Вениамина Цукермана, то после завершения боевых действий он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и остаток жизни посвятил работе с сфере атомной энергетики, а также читал лекции студентам технических вузов. К тому времени Цукерман почти полностью потерял зрение, но от любимой работы отказаться не смог.