Даже великие исторические фигуры в частной жизни остаются людьми со своими принципами и слабостями. Иосиф Сталин — не исключение. Одной из его устойчивых черт было стойкое нежелание заниматься тем, что он, судя по всему, считал сугубо женской работой — готовкой и мытьем посуды.
Наиболее ярко эта черта характера проявилась во время туруханской ссылки (1913-1916 гг.). Поселившись в одной избе с товарищами по партии — Львом Каменевым и Яковом Свердловым — ссыльные договорились делить бытовые обязанности поровну. Однако Сталин сразу начал саботировать договоренность: он наотрез отказывался не только готовить, но и мыть посуду, в том числе и за собой. Пообедав, он попросту уходил из избы, оставляя грязную утварь.
.
Это вызывало серьёзные конфликты. Свердлов настаивал на соблюдении правил, а более мягкий Каменев, в конце концов, начинал мыть посуду сам, лишь бы избежать ссор.
.
С годами его кулинарные привычки не менялись, только во время войны, так как Сталин часто обедал с полководцами, еда стала чуть разнообразнее, а застолье неизменно включало в себя грузинские, азербайджанские или армянские вина. Закавказская кухня до войны появлялась в сталинском меню лишь когда он ездил на юг, где повара готовили в основном именно так.
А после 1945 г. восточные и кавказские блюда стали появляться все чаще. Сказался и опыт дипломатических застолий, на которых советские делегации преподносили русские закуски иностранным гостям. К ним пристрастился и Сталин: к примеру, черная и красная икра, соленая и копченая рыба, жаркое из дичи. До конца жизни (Сталин умер в 1953 г.) вождь уже лакомился приготовленными для него блюдами, совершенно не помышляя о тягостном ему мытье посуды и, видимо, позабыв злосчастного Свердлова, выговаривавшего ему за грязные ложки в туруханской избе.

