23/11/19

«Человеческие зоопарки»: зачем европейцы держали аборигенов в клетках

Любопытство — одно из тех качеств, на котором традиционно зарабатывают представители шоу-бизнеса. Сейчас роль человеческих зоопарков в какой-то мере исполняют различные реалити-шоу, а до эпохи телевидения посмотреть на других людей можно было на специальных выставках. Помимо цирков с бородатыми женщинами, карликами и сиамскими близнецами, в Европе конца XIX — начала ХХ века большой популярностью пользовались так называемые этнографические экспозиции. Там можно было увидеть коренных жителей других континентов.

Расистский подтекст

Чтобы удовлетворить свое любопытство и узнать как выглядят и живут люди на другом континенте, нам достаточно найти нужный телеканал. А раньше для этого специально отлавливали аборигенов в джунглях, прериях или на просторах саванны. Некоторые из живых экспонатов были рабами, другим платили за участие в подобных развлекательных шоу.

С декабря 2011 до июня 2012 года в Париже состоялась выставка Inventing the Savage («Изобретая дикаря»), которая рассказала о порочной практике человеческих зоопарков, носивших явно расистский подтекст. Журналист Хью Шофилд снял сюжет об открытии этой выставки для BBC News, который назывался: «Человеческие зоопарки: когда реальные люди были экспонатами».

По информации организаторов Inventing the Savage, около 1 млн 400 тыс. жителей Берлина, Лондона, Парижа и других европейских городов посетили человеческие зоопарки. Эти массовые развлекательные мероприятия сильно поспособствовали развитию расизма, ведь почтенным немцам, французам или англичанам буквально внушалась мысль о дикости и недоразвитости африканцев, индейцев или азиатов. Часто в подобных этнографических экспозициях людей выставляли рядом с обезьянами, подчеркивая их сходство.

Такое презрительное отношение к представителям других рас культивировалось в европейцах сознательно. Идеология расового превосходства помогла оправдать жестокую колониальную политику, которую европейские державы осуществляли в Америке, Африке, Австралии и Азии.

Иногда любопытным зрителям представляли импровизированные деревни, где чернокожие люди в экзотических нарядах отплясывали ритуальные танцы, разыгрывали сцены боев или охоты. Последняя такая этнографическая экспозиция, в рамках которой была представлена конголезская деревня вместе с жителями, состоялась в Брюсселе на международной выставке ЭКСПО-1958. Экс-футболист сборной Франции Лилиан Тюрам после посещения выставки Inventing the Savage сказал журналисту BBC News: «Эта информация позволяет людям понять, почему в обществе все еще существуют стереотипы, основанные на цвете кожи».

Саарти Бартман

Необычные люди всегда вызывают повышенный интерес. Достаточно вспомнить несчастных карликов и лилипутов, вынужденных служить шутами при дворах европейских королей. Часто за такими историями стоят настоящие трагедии людей, вырванных из привычной среды по тем или иным причинам.

Например, жительница Южной Африки по имени Саарти Бартман (Сара Баартман — по другой версии), родившаяся около 1790 года, была похищена англичанами. Ранее эта девушка работала служанкой в доме некой бурской (голландской) семьи, находившейся в Кейптауне. А в 1810 году ее выставили на всеобщее обозрение в Лондоне.

У Саарти Бартман была стеатопигия — генетическая особенность, связанная с повышенным отложением жира на бедрах и ягодицах. Женщины с такими выдающимися выпуклостями считаются настоящими красавицами в племенах бушменов, готтентотов и зулусов. Они привлекают внимание мужчин, в том числе и европейцев.

Южноафриканку позже перевезли из Лондона в Париж, где ее внимательно изучили местные антропологи. Эти ученые считали Саарти Бартман представительницей некого переходного вида между человекообразными обезьянами и современными людьми. Они даже дали женщине научное название «Венера Готтентотская». А в каталоге этнографической выставки было сказано, что у данного экспоната «ягодицы мандрила».

И даже после смерти, случившейся в 1815 году, Саарти Бартман не оставили в покое. Вплоть до недавнего времени ее скелет был выставлен Музее человека (Париж). Сейчас останки несчастной преданы земле на родине. Об этом написала журналистка, Люсиль Деви, в статье «Сара Баартман наконец отдыхает». Личная трагедия южноафриканки, пострадавшей из-за повышенного любопытства европейских мужчин, — это всего лишь один маленький эпизод в истории человеческих зоопарков.

Ота Бенга

Публицист Андрей Михайлович Буровский в своей книге «Бремя белых. Необыкновенный расизм» назвал самым ярким примером дискриминации людей по цвету кожи содержание представителей «примитивных рас» в зоопарках. А ведь подобная практика была реальностью до 1935 года в Базеле и до 1936-го в Турине. Известно, что популярные в Германии выставки людей запретил лично Адольф Гитлер после прихода к власти.

А. М. Буровский описал трагическую судьбу конголезского пигмея, которого звали Ота Бенга (около 1883—1916 гг.). Всю его семью убили бельгийцы, которые колонизировали Центральную Африку. В 1904 году низкорослого чернокожего человека выставили на Всемирной выставке в Сент-Луисе, а с 1906-го он содержался в зоопарке Бронкса (Нью-Йорк).

Американские ученые считали пигмеев очень примитивными, ставя их в эволюционной иерархии ниже высоких африканцев. Некоторое время Ота Бенга провел в одной клетке с орангутангом, подвергаясь постоянным насмешкам зрителей.

Желая подтвердить тезис о том, что низкорослые чернокожие люди являются промежуточным звеном между обезьянами и человеком, антропологи заставили неграмотного конголезца, плохо понимающего английский язык, пройти стандартный тест на IQ. А потом в официальном отчете было написано, что пигмеи по уровню развития интеллекта сопоставимы с «умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок». И хотя чернокожие священники выручили несчастного, добившись его освобождения из клетки в Bronx Zoo, осознав всю безвыходность своего положения, Ота Бенга застрелился из револьвера.

Их было много

В начале ХХ века зоопарки 15 европейских городов демонстрировали коренных африканцев. Их физическое и душевное состояние никого не волновало. Например, в Гамбурге с 1908 по 1912 годы погибли 27 живых экспонатов. Примечательно, что наравне с животными чернокожие люди содержались и в зоопарке Варшавы, а Польша входила тогда в состав Российской империи.

Впрочем, не только жители Африки подвергались такой дискриминации. Этой участи не избежали индийцы, полинезийцы, гренландцы, индейцы разных племен, жители экзотических островов, а также саамы (лопари) — представители коренного народа Северной Европы.

Автор книги «Бремя белых. Необыкновенный расизм» упоминает и прибалтов, которых в 20-е годы ХХ века против их воли содержали  в этнографической экспозиции, располагавшейся на территории Восточной Пруссии. Эти люди вынуждены были разыгрывать ритуальные сценки перед немцами и туристами из других стран, исполняя роли «древних пруссов». В результате подобных мероприятий в сознании общественности создавался образ дикаря, которого необходимо приобщить к культуре, а заодно можно и захватить природные ресурсы других стран, ведь «примитивные люди» все равно ничего не поймут.