09/10/20

Каких женщин на самом деле чукчи брали себе в жёны

В России про чукчей рассказывают немало небылиц и забавных историй. Таинственные жители тундры вызывают большой интерес ученых, поскольку эти оленеводы и охотники сумели приспособиться к экстремальным условиям природы. В первую очередь, своей выносливостью и силой духа исследователей удивляют чукотские женщины. Например, среди них не принято даже стонать при родах, а тем более – пользоваться услугами повитухи.

Дородная и крепкая

Известный этнограф Владимир Германович Богораз немало времени прожил в Заполярье, изучая местный быт и поверья. В первой части своего научного труда «Чукчи», которая была опубликована в Москве в 1934 году, ученый описал социальную организацию этого народа.

«Роды у чукотских женщин происходят легко. Обычай строго запрещает чукчанкам стонать во время родов или вообще вслух выражать страдание. Равным образом не допускается помощь других женщин. Женщина, разрешившись от бремени, сама совершает все необходимое для себя и для новорожденного. Она сама отрезает пуповину и выбрасывает послед», – сообщил своим читателям В.Г. Богораз.

Дело в том, что суровые условия жизни на стойбище практически не предполагают никакой медицинской помощи. По крайней мере, так было в течение всех предыдущих столетий. И среди чукчей особо ценились такие женские качества как выносливость, дородность, плодовитость. А широкие тазовые кости, облегчающие процесс родов, считались главным достоинством девушки в глазах потенциального супруга.

Действительно, кому нужны проблемы? Лучше жениться на дородной и крепкой красавице, которая сможет относительно легко разрешиться от бремени, подарив своему мужу здорового малыша.

В.Г. Богораз отметил в своей книге, что влюбленный юноша первым делом воспевает физическую силу, статность и дородность девушки. Парень обязательно сделает комплимент ее широкому тазу, а уже потом обратит внимание на волосы, которые также служат показателем здоровья.

Самая распространенная и краткая форма подобного комплимента: «Большая женщина, большой таз, длинные косы».

Разумеется, появление ребенка на свет не всегда обходится благополучно. Поэтому к женщине, не сумевшей легко и быстро родить, не сдержавшей стоны, приходилось звать повитуху или просто опытную женщину, которая помогала разрешиться от бремени. Но это считалось проявлением слабости, позором. Суровые жители тундры потом всю жизнь подвергали презрительным насмешкам такую несамостоятельную роженицу, осмеивали даже ее мужа, награждая обидным прозвищем «повитушный».

Снег за пазухой

Необыкновенная выносливость чукотских женщин поражала многих исследователей. Холод, голод и прочие жизненные невзгоды северные красавицы всегда переносили стойко и терпеливо.

«Женщины шьют на открытом воздухе даже в марте, при температуре в 30 ниже нуля по Цельсию. Их пальцы остаются незащищенными в течение нескольких часов работы», – писал В.Г. Богораз.

Исследователь не раз замечал, как дамы, разгоряченные трудом на свежем воздухе, сбрасывали с себя одежду, оставаясь полуголыми. А чтобы не потеть, они обычно закладывали себе за пазуху большие куски снега.

На войне как на войне

Историк, Александр Константинович Нефëдкин, рассказал о северных охотницах и воительницах в своей книге «Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.)», которая была опубликована в Санкт-Петербурге в 2003 году.

Исследователь отметил, что чукотские женщины часто убивали собственных детей и кончали жизнь самоубийством, если узнавали о приближении врагов к стойбищу и понимали, что их мужья проиграли в битве. А некоторые представительницы прекрасного пола могли дать отпор нападающим.

«Женщины, участвовавшие в походе вместе со своими мужчинами, естественно, могли помогать им в бою. В одной сказке упоминается, что жена оседлого чукчи вместе с ним рубила врагов топором», – написал А.К. Нефëдкин.

Русские поселенцы рассказывали исследователям о некой пожилой даме, которая метко стреляла из лука во врагов, напавших на стойбище ее семьи. А в народном творчестве часто встречаются истории о прекрасной воительнице, сумевшей одолеть противника в поединке на копьях, когда ее муж пас оленей, оставив без защиты супругу и детей.

Этнографы считают, что причина этого явления кроется в частом сиротстве чукотских девочек, ведь многочисленные междоусобицы, несчастные случаи на охоте и просто тяжелые природные условия нередко уносили жизни мужчин.

«В таких неполных семьях девочки не только учились женским обязанностям, но и тренировались вместе с мальчиками. Они могли самостоятельно охотиться, стрелять из лука, бегать на длинные дистанции и даже фехтовать копьем. Именно такие натренированные девушки могли участвовать в набегах, производимых их родственниками, и даже сражаться с мужчинами», – говорится в книге «Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.)».

Работа без сна и отдыха

Многих исследователей удивляла способность северных красавиц трудиться без сна и отдыха по двое-трое суток. Особенно часто женщин эксплуатировали в семьях свекра и свекрови.

«Молодая девушка, проработав над шкурами в течение целого дня, потом стережет стадо всю ночь, а наутро, возвратившись домой, снова принимается за дело и работает до вечера без каких-либо видимых признаков усталости» – писал В.Г. Богораз.

Он упоминал, что положение представительниц прекрасного пола в чукотском обществе оставляет желать лучшего. Пословица «Раз ты женщина, то молчи» звучит всякий раз, как только кто-то из невесток смеет сказать хоть слово в свою защиту.

В.Г. Богораз вспоминал, что старшая сноха чукчи по имени Ejgeli, вернувшись после двухдневной работы в оленьем стаде, с большим трудом выполняла приказ свекра приготовить гостям чай и угощенье.

«Она была совсем измучена, двигалась как сонная», – упомянул исследователь. Он также слышал, как другая 20-летняя женщина, жившая на соседнем стойбище, прямо во время работы потеряла сознание от усталости.

Любовник при муже

Известно, что состоятельные чукчи часто являлись многоженцами, поскольку могли себе позволить содержать нескольких красавиц. При этом у них осуждалась какая-либо супружеская ревность.

Профессор Сергей Александрович Арутюнов в своей книге «У берегов Ледовитого океана» (Москва, 1984 год издания) описал северный обычай обмена женами, удивлявший многих путешественников.

«Девушка и замужняя женщина легко заводит себе любовника или дополнительного мужа. Который, к слову, может являться добрым другом основного супруга. Бывает так, что два мужчины договариваются: это лето ты проведешь с моей женой, а я – с твоей. На время рыбалки или охоты. А к зиме снова поменяемся», – отметил С.А. Арутюнов.

Такие мужчины назывались «товарищами по жене». Не уступить супругу своему другу считалось у чукчей гнусным поступком, проявлением недостойного, собственнического отношения к женщине.

Не произноси звук «Р»

Еще одна удивительная особенность северных красавиц: их язык заметно отличается от мужского наречия. Многие исследователи отмечали в своих работах, что чукотские женщины не произносят звук «Р», заменяя его на «З». А в некоторых местных диалектах для представительниц прекрасного пола под запретом еще и звук «К», вместо которого дамы используют «Ц» в своей речи.

Этнограф немецкого происхождения Карл Генрих Мерк, участвовавший в экспедиции И.И. Биллингса – Г.А. Сарычева (1785-1793 годы), является автором научной работы «Описание обычаев и образа жизни чукчей». Эта рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

«...Также используют чукчи содержимое желудка оленя и его кровь. Содержимое желудка называется у них Rilgyril, а женщины произносят это слово как Zilgyzil, так как они не могут произносить "r"», – отмечал К.Г. Мерк.

Современные этнографы не пришли к единому мнению, почему мужское и женское произношение одних и тех же слов в чукотском языке столь различны. Высказываются различные предположения о происхождении данной народной традиции. Большинство специалистов склоняются к мнению, что все дело в неких религиозных верованиях.

Причем современные чукотские женщины произносят звук «Р», говоря на русском языке, без всяких проблем.

Впрочем, В.Г. Богораз обратил внимание, что мужское и женское наречия отличаются друг от друга не только фонетикой, но и своим лексическим составом. Исследователь написал: «Когда я начал изучать чукотский язык и от каждого чукчи записывал новые для меня слова, я обнаружил, к моему крайнему изумлению, что мужчины не знают даже названий многих предметов домашнего обихода, например, приспособлений для шитья одежды, посуды и т. п. "Ух! – говорили они, – я не знаю. Это – женское дело"».

«Телка-мать»

Чукчи осуждают мужчин, вступающих в половые сношения с девочками, не достигшими половой зрелости. То есть, когда у них еще не начались менструации, а грудь не приобрела округлые черты.

Если такая девочка-подросток забеременеет и родит ребенка, то ее насмешливо называют «телка-мать», проводя аналогию с некоторыми оленихами, которые приносят приплод раньше обычного срока.