Великая отечественная война была конфликтом высокой интенсивности, стороны сражались на уничтожение. За счёт внезапности нападения и тактики тотального уничтожения материальных ценностей со стороны гитлеровской Германии, экономика СССР потеряла в 1,5 раза больше, чем утратила Германия. По подсчётам историков и экономистов наша страна заплатила самую высокую цену среди всех воевавших во Вторую мировую государств.
Подсчёт потерь
В войну на территории СССР было разрушено 1710 городов и ПГТ, с лица земли было стерто 70 000 сел и деревень. Страна потеряла 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов и 1876 совхозов. Были уничтожены 65 тысяч км железнодорожных путей, 15,8 тысячи паровозов, 428 тыс. вагонов, 13 тыс. железнодорожных мостов, 8,3 тысячи речных судов, 2078 км линий телеграфной и телефонной связи.
Гитлеровцы уничтожили советского имущества на 679 млрд рублей, суммарный ущерб достиг 2 569 млрд рублей или треть национального богатства страны. Оккупированные территории потеряли до 2/3. Таковы данные Чрезвычайной государственной комиссии СССР по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Такие же цифры получили западногерманский экономист Эндрукс и французский экономист Клод.
Понесла ущерб и культура. По данным немецких архивов разорено 427 музеев, похищено180 млн книг, 13 тыс. музыкальных инструментов; более полумиллиона художественных произведений утрачены или украдены. Есть «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», состоящий из 18 томов в 50 книгах, в него входят более 1 млн единиц хранения.
Совокупно союзники на войну израсходовали $767 млрд, из которых на долю СССР пришлось 46,5 %, пишет Николай Вознесенский в изданной в 1948 году книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Вознесенский 11 лет возглавлял Госплан СССР (1938 – 1949).
Неполное возмещение
В Ялте была достигнута договорённость, что половину репараций, причитающихся с Германии, получит СССР. На Потсдамской конференции это подтвердили.
Но ещё до победы СССР начал возмещать потери. В 1943 году в составе РККА были созданы трофейные войска, по подсчётам генерала Вахитова, ими отправлено: 21 834 вагона имущества, 6370 вагонов бумаги, 588 вагонов посуды, в том числе из фарфора. Получено в СССР более 3,3 млн пар гражданской обуви, 1,2 млн пальто, 2,6 млн платьев, 4,6 млн штук белья, больше 1 млн головных уборов, 154 вагона мехов, тканей и шерсти, а также 24 вагона музыкальных инструментов. В СССР доставлено больше 2 млн голов скота и 206 тысяч лошадей.
Советский Союз предпочитал возмещение «натурой» - материальными ценностями, оборудованием и сырьём, а не деньгами. С марта 1945 года в течение года было решено демонтировать 4389 предприятий: 2885 из Германии, 1137 немецких предприятий, расположенных в Польше, 206 – в Австрии, 11 – в Венгрии, 54 – в Чехословакии.
Любопытный факт: демонтаж производили гражданские специалисты, но для придания им престижа в глазах немецкого населения, всех одели в форму и присвоили воинские звания. Демонтаж шёл планово. Наркоматы, предприятия и организации направляли своих специалистов, поучаствовала даже Ленинская библиотека. Госкомспорт вывозил в СССР бассейны, катера, иное имущество и оборудование.
Впрочем, достаточно быстро демонтаж, как и получение репараций прекратились. В первую очередь, из-за нарастания противоречий между вчерашними союзниками, но и в связи с решением создать в советской зоне оккупации ГДР, государство социалистической ориентации, которому нужна своя экономика для соревнования с капиталистической системой.
СССР получил с Германии репараций меньше половины причитавшихся репараций - $4,3 млрд из $10 млрд по решениям Ялтинской и Потсдамской конференций.
К сожалению, много имущества, вывезенного из Германии в СССР по репарациям, пролежало невостребованным и было списано, а затем и уничтожено. Приведу два примера из личной жизни. В 1957 году стал курсантом военного авиаучилища, и в один из парковых дней меня с с моим однокашником направили в распоряжение зав. складом трофейного имущества старшины сверхсрочной службы. Возле ворот склада лежала ора авиаприборов для немецких самолетов, все завернутые в коричневую тонкую бумагу, вроде пергамента. Получили мы две кувалды, огромную мясницкую колоду, и задание-разбить вдребезги эти приборы. Когда мы управились, старшина повел нас в недра склада, и показал, где эти приборы брать для уничтожения. Внутри склада мы увидели моторные рамы с авиадвигателями, фонари кабин мессершмитов, каплевидные прозрачные блистеры, и много другой всячины. Но больше всего нас поразили два самолета-снаряда Фау-1ё. Они стояли горизонтально напротив входа, крылья были отстыкованы, и стояли вертикально в углу. Там же в штабель были сложены до потолка реактивные двигатели. Все это барахло никому не пригодилось, и было уничтожено. Прикиньте, сколько поездов было задействовано в перевозке этого хлама, сколько складов было им забито, сколько народу получало для учета и хранения, и все без толку! Второй пример: на Стахановском вагоностроительном заводе в 1960-х годах был смонтирован трофейный пресс на 35 тыс. тонн. Его даже не испытывали после монтажа-не было деталей для него.