В 2011 году в России милиция стала называться полицией. Годом ранее в МВД заявили, что на все процедуры, связанные с переименованием придётся потратить более 2 миллиардов рублей. Несмотря на то, что с момента вступления в силу соответствующего закона прошло уже почти 12 лет, многие до сих пор не понимают — чем же милиция отличается от полиции?
Накануне реформирования что президент России Дмитрий Медведев, что председатель правительства Владимир Путин, признавали — дело не в переименовании, а в изменении содержания работы ведомств. Полиция должна была стать профессиональным органом.
В начале своего появления советская милиция представляла собой народное ополчение. Сотрудниками становились добровольцы, на которых возлагались функции царской полиции. Личный состав был разношёрстным, в структуре отсутствовала монолитность, а действия милиционеров нередко носили оттенок самоуправства и вседозволенности.
В Советском Союзе полиция считалась «прозападным» явлением. В литературе того периода подчёркивалось — главное отличие в терминологии между милицией и полицией состояло в том, что милиция защищала народ, а полиция лишь правящую капиталистическую верхушку. Естественно, полицейский в глазах граждан СССР был наделён исключительно негативными чертами.
За годы советской власти многое изменилось, кроме одного — стать милиционером мог практически любой гражданин СССР. Так, успешную карьеру при определённых условиях в ведомстве мог сделать бывший учитель, рабочий или врач.
Полицейский — это, в первую очередь, квалифицированный сотрудник, который прошёл срочную службу в армии и получил соответствующее юридическое образование. Неудивительно, что по итогам реформы 2011 года было сокращено до 22% милиционеров, которые не смогли пройти переаттестацию.
Также реформирование структуры должно было решить ещё одну серьёзную проблему — сформированный в 90-е годы отрицательный образ российского милиционера. Например, во всей красе демонстрировали милиционеров новой России популярные сериалы «Бандитский Петербург», «Крот» и т.п. Как раз переименование и могло показать готовность государства начать всё с «чистого листа».
Отметим, что при этом основные функции полицейских остались неизменными со времен милиции.