Хочешь мира – готовься к войне. Именно этим принципом, высказанным когда-то римским историком Корнелием Непотом, руководствуются военные любой строны. Особенно, если речь идет о мировых сверхдержавах, России, США, Китае... С российской стороны таким «пожеланием мира» стала разработка истребителя под скромным индексом АТН-51, прозванного американцами «Черной чумой».
Что напугало американцев?
Сведения о разработке крайне противоречивы. Во всяком случае это касается российского сегмента интернета. Возможно американским военным известно чуть больше, что и вызывает у них опасения. Интернет-источники (например, тематический сайт «Книга войны») указывают на следующие особенности самолета:
Увеличенная дальность полета без дозаправки. Поговаривают о 32 тоннах топлива, что достаточно для преодоления 15 000 км воздушного пути;
Скорость в несколько раз больше звуковой. Эксперты приводят данные – до 4,5 Махов, то есть путь от Москвы до Вашингтона, например, АТН-51 проделает всего за пару часов;
Тяжелое высокоточное вооружение. Речь идет о 10 ракетах в барабанной пусковой установке плюс ракеты в боковых стеках. Хотя прямо никто не говорит, но все они могут нести ядерные заряды.
Все эти параметры – плюс мощная силовая установка, потолок высоты в 42 000 метров и обилие электроники – впечатляют сами по себе. Но, как указывает военный эксперт Сергей Лыжин в статье «Самолет АТН-51 «Черная чума», такой истребитель-бомбардировщик российским (как и американским) ВВС вроде бы не нужен. Ведь действительно, не Вашингтон же бомбить мы собрались. Есть только один вариант применения подобной машины.
На защите северных рубежей
Огромная дальность полета, высокая скорость и маневренность при столь мощном вооружении наводит на мыль о том, что АТН-51 вполне может использоваться для патрулирования Арктических территорий. Тем более, что сейчас довольно остро стоит вопрос о полярных территориях России. Глава минприроды и экологии РФ Сергей Донской в бытность свою министром (2012-2018 гг.) не раз заявлял о претензиях России на полярные области Арктики, которые являются продолжением материкового шельфа.
Правда вопрос так и остается открытым, а сами области оспариваются Данией и Канадой, которые считают район Северного Ледовитого океана вблизи Северного полюса продолжением шельфа Гренландии и Северной части Канады, соответственно. В свете этого наличие самолета, способного в случае чего отстоять притязания страны, точно не будет лишним.
Правда или миф?
Впервые информация об АТН-51 появилась в 2011 году, но с тех пор ни одного подтверждения разработки от официальных лиц не последовало. Впрочем, не звучало и опровержений. Эксперты и специалисты в области вооружений расходятся во мнениях: считать проект реальным или мифическим. Нам кажется наиболее адекватным мнение военного историка Андрея Романова, который говорит, что как проект АТН-51 вполне существует, но как реальный самолет появится едва ли. Скорее всего, речь идет о нескольких параллельных разработках, которые людская молва объединила в одну: о потенциальном истребителе шестого поколения и тяговом самолете, который будет использоваться для подъема Глайдера Ю-71, несущего ракеты «Сармат». Во всяком случае такой вывод можно сделать из слов Юрия Борисова – заместителя председателя правительства РФ по вопросам ВПК.