Существует несколько версий по поводу того, кто на самом деле были эти «Черные аисты». Одни считали их преступниками с точки зрения ислама, которые должны смыть свои грехи кровью неверных. Другие – спецназом моджахедов, подготовленным пакистанскими инструкторами. Третьи уверены, что это и были пакистанцы-спецназовцы.
Что говорят прототипы фильма «9 рота»
Командир специальной бригады быстрого реагирования МВД Таджикистана генерал Сухроб Касымов утверждал, что «Черный аист» состоял из иностранных наемников, и им одно время командовал Хаттаб. Один из участников операции «Магистраль», историю которой Федор Бондарчук использовал для съемок своего фильма «9 рота», в 1988 году – гвардии старший лейтенант ВДВ Иван Бабенко вспоминал, что попросил своих подчиненных, знающих пушту и фарси, объяснить, что это за люди, воюющие в подразделениях моджахедов «Чохатлор» («Черный аист»).
Солдаты-таджики пояснили: «чохатлор» – это преступники перед Аллахом – убийцы, воры и т.п.. Вина перед Аллахом в понимании идеологов создания данных отрядов искупалась только кровью неверных – христиан, в данном случае, военнослужащих Советской армии. Хотя, по мнению Бабенко, на сброд «чохатлор» не походили – было видно, что это хорошо обученные бойцы. Высота, где закрепилась 9 рота, атаковалась моджахедами с трех направлений, десантникам на самом деле, как это и показано в кино, пришлось вызывать артиллерийский огонь на себя, иначе позиции не удержали бы: в общей сложности было отражено 12 атак, а количество нападавших превышало численность бойцов роты как минимум в 10 раз.
Универсальные бойцы
Как рассказывал бывший офицер спецназа ГРУ СССР Сергей Клещенков, «Черные аисты» как диверсионное подразделение были созданы Гульбеддином Хекматияром и бен Ладеном из отъявленных головорезов, которых усиленно готовили американские и пакистанские инструкторы. «Аист» как боевая единица должен был владеть стрелковым оружием всех типов, а также навыками радиста, минера, снайпера. Таких диверсантов отличала звериная жестокость – попавших в плен советских солдат и офицеров они истязали так изощренно, что «черных аистов» часто сравнивают с гестаповцами.
Одним из самых излюбленных приемов ведения боя у «Черных аистов» было заманивание противника в засаду, как это случилось с Мараварской ротой (1985 год, провинция Кунар) или его окружение (бой у кишлака Коньяк 4-й мотострелковой роты).
Их методика ведения боя
По воспоминаниям сержанта отряда «Каскад» ГРУ СССР Андрея Дмитриенко, способ ведения боя моджахедами «Черного аиста» разительно отличался от тех, с которыми советским бойцам приходилось сталкиваться прежде. Участник боя на сопке Казажога говорил, что «духи» там действовали двумя группами – одна вела непрерывный огонь по позициям спецназовцев, не позволяя им высовываться со своих позиций, а вторая тем временем подбиралась к советским укреплениям. Потом они менялись, и тем самым обстрел не прекращался ни на минуту. Причем «Черный аист» использовал автоматы советского производства, в отличие от других подразделений «духов», которые воевали с китайскими и египетскими «калашниковыми», не способными вести длительную высокоточную стрельбу.
После совершения очередного рывка душманы, падая на землю, фактически сливались с горными породами, укрываясь камуфляжными темно-зелеными куртками с головой.
Как подтверждает Дмитриенко, впоследствии сотрудники разведцентра сообщили спецназовцам: они по данным боевиков уничтожили 372 «аистов», которыми командовал Усама бен Ладен. Главарь «черных аистов» даже от злости растоптал свою чалму.
Какое будущее предсказал России американский пророк Эдгар Кейси