Уже после капитуляции нацистской Германии на территории Чехии партизаны учинили кровавый самосуд над состоявшей из эстонцев дивизией СС, направлявшейся к американской армии с целью сдаться. Почему это событие получило название Чешского ада и кто спас фашистских карателей?
Жертвы или добровольцы?
Начав наступление на Советский Союз, руководство Рейха решило пополнить ряды своей армии добровольцами из оккупированных государств. Так, карательные батальоны и охрана для лагерей были сформированы из эстонцев, латышей и литовцев, часть которых негативно относилась к СССР и охотно вступала в немецкие отряды, но некоторые были призваны насильно под угрозой расправы. Сначала командующий группой армий «Север» генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб начал набирать прибалтийских граждан в специальные батальоны для противостояния партизанам, а следом и командир 18-й армии генерал-полковник Георг фон Кюхлер организовал 6 эстонских охранных отрядов.
В 1942 году был образован легион СС, полностью состоявший из эстонцев, к которым у руководства вермахта было особое доверие. И.В. Никифоров в научной работе «Война и плен. Узники вооруженных формирований Германии и ее союзников» делает акцент на том, что в украинских отрядах командование состояло из немецких офицеров, тогда как к эстонским батальонам приставляли единственного наблюдателя.
Добровольцев проверяли на состояние здоровья и моральные устои, которые должны были соответствовать высоким требованиям вермахта. Осенью 1942 г. легион насчитывал 500 человек, а уже к весне 1943 г. численность достигала 1300 бойцов благодаря пришедшим на службу сотрудникам вспомогательной полиции. В общей сложности на службу в СС поступило свыше 5 тысяч эстонцев, а еще почти 7 тысяч было распределено во вспомогательные части.
Командование батальоном принял этнический эстонец Йоханнес Соодла, окончивший школу прапорщиков российской императорской армии. На службу в СС он поступал в чине полковника и получил аналогичное звание оберфюрера. За последующие заслуги он был удостоен звание бригадефюрера, став, как пишет Пеэтер Варес в книге «На чаше весов: Эстония и Советский Союз», первым и последним эстонцем с генеральским званием в нацистской армии.
Чешский ад
Эстонская бригада печально прославилась особой жесткостью в отношении не только партизан, но и мирных граждан на территории Белоруссии, уничтожая целые деревни вместе с женщинами и детьми, вырезая евреев.
Во время сражения под Нарвой в 1944 году, а также битвы за Таллин эстонский батальон, насчитывавший уже 15 тысяч бойцов, агрессивно противостоял Красной Армии. Потеряв существенную часть личного состава, каратели начали отступать в сторону Восточной Пруссии. Там они вновь попали в окружение, вырваться из которого удалось путем новых потерь. Уставшие и деморализованные, эстонцы двинулись к Пльзеню, где базировались американские войска, чтобы сдаться им в плен.
Когда дорогу батальону преградили чешские партизаны и потребовали бросить оружие, эсэсовцы безропотно повиновались, зная о подписанной Германией капитуляции. Однако измотанные войной и озлобленные люди жаждали возмездия за свои страдания, и принялись сначала избивать ненавистных карателей в черной форме, а затем и расстреливать прямо на дороге.
Один из немногих уцелевших эстонцев батальона и благополучно доживший до 92 лет Харальд Нугисекс в своих многочисленных интервью, в том числе для издания «Postimees» в 2007 году, рассказывал, как от смерти их всех спасли Красная Армия и счастливый случай. Мимо места расправы проезжал автомобиль с советскими офицерами, к которому бросился один из эсэсовцев и попросил спасти их. Остановив бойню, красноармейцы запретили самовольно расправляться с пленниками, потому что их ждал суд за военные преступления.
Многие эстонские историки, включая Марта Лаара в произведениях «Белая книга» и «Красный террор», до сих пор пытаются представить членов батальона героями, в крайнем случае – невинными жертвами. Факты же и свидетельства очевидцев доказывают, что батальон превзошел прочие формирования СС по степени совершаемых зверств. Тем не менее современные неправительственные организации Эстонии продолжают настаивать на «геноциде» эстонских граждан и требовать от Чехии компенсации родственникам погибших членов карательного батальона.