15 февраля 1989 года советские войска покинули Афганистан. С тех пор они превратились в легенду. Афганцы все чаще стали говорить о «шурави», как о доблестных воинах, исповедующих принципы чести и достоинства, и противопоставлять их корыстным американцам.
Не оценили
В Афганистане до сих пор можно увидеть следы советского влияния. Так, в Кабульском политехническом университете до последнего времени учились по советским учебникам. Это относится и объектам инфраструктуры, которые отстраивали советские специалисты. Например, многоэтажные жилые дома, где бесплатно получала жилье афганская интеллигенция – врачи, учителя, журналисты. «Первый микрорайон», возведенный в пригороде Кабула, чудом уцелел, но большая часть подобного наследия разрушена в результате бесконечных междоусобных войн.
По прошествии 30 лет в Афганистане все еще присутствует ностальгия по временам «шурави», особенно на фоне того, что происходит в этой стране в последние годы. «Шурави» – это исторический термин (от арабского شورى – «совет», «советский»), употреблявшийся на Среднем Востоке с начала 1920-х годов, когда появилась Бухарская народная советская республика. Слово использовалось в отношении гражданских и военных специалистов из СССР, в большом количестве работавших в Афганистане с середины 1950-х. Первоначально термин носил нейтральный смысл, негативную окраску он приобрел лишь с вводом советских войск в Афганистан в 1979 году.
Для моджахедов слово «шурави» было равносильно понятиям «неверный», «враг». Они воспринимали русских исключительно как агрессоров и узурпаторов. Директор Российского центра науки и культуры в Афганистане Вячеслав Некрасов часто общался с бывшими моджахедами и рассказывал им о том, как советские инженеры возводили стадионы, прокладывали шоссе, строили школы, жилые дома, нефтебазы, завозили в страну сельскохозяйственную технику и племенной скот. «Зачем же вы все это уничтожали? Неужели вы не хотели, чтобы вы и ваши дети жили в благополучной стране?» – спрашивал у них Некрасов. Вместо ответа афганцы лишь отводили глаза.
В целом после ухода советских войск из Афганистана было разрушено около трех четвертей объектов, построенных специалистами из СССР. Многие афганцы сожалеют, что не ценили то, что делали для них шурави. Сначала моджахеды, а затем и талибы* отбросили страну в дремучее средневековье. К примеру, в Джелалабаде при участии советских агрономов выращивались мандарины, виноград и оливки, и все это поставлялось в Европу. Сегодня многие теплицы заброшены, а собранного урожая не хватает даже для местных нужд.
В 1990-е была разрушена дорога из Герата в Кабул, построенная советскими специалистами. Американцы начали было ее восстанавливать, но уложили лишь несколько бетонных плит. Деньги оказались разворованы, и дальнейшее строительство заморозили. Грандиозный тоннель длиной 2600 метров сквозь горный перевал Саланг, который прокладывали московские метростроевцы, тоже был разрушен, правда, позднее американцы смогли его восстановить. Он по-прежнему именуется местными жителями «тоннелем шурави».
Россия нам не враг
Сергей Лавров на встрече со студентами Балтийского университета имени И. Канта в Калининграде рассказывал, что, когда в 2004 году он занял пост министра иностранных дел, свой первый визит совершил в Афганистан. Там у него было общение с местным парламентарием, бывшим моджахедом, который выразил свое уважение к советским воинам-афганцам: «По сравнению с некоторыми другими, которые к нам в гости приходят с оружием, ваши вели себя достойно, как мужчины, и никогда просто из страха не стреляли по кустам».
После распада СССР от воевавших против правительственных сил афганцев мы довольно часто слышим хорошие слова в адрес советских военнослужащих. Так, нынешний сержант вооруженных сил Афганистана Сардарули, в 1980-х будучи подростком, обстреливал советские колонны. А теперь он признает, что русские были смелыми воинами, особенно в сравнении с американцами. Те, по словам Сардарули, сначала пускали вперед афганских солдат, и лишь затем шли сами. Он сожалеет, что оказался тогда с русскими по разные стороны конфликта.
Директор Дома афганской печати Зия Бумия вторит словам Сардарули, отмечая, что советские военнослужащие не боялись идти на противника в полный рост. Кроме того, он выделяет такие качества русских, как доверчивость, доброту и гостеприимство. От русских остались в стране дороги, электростанции, жилые кварталы, а вот от американцев ничего не останется, уверен Бумия. Зия признается, что русские оказались гораздо совестливее афганцев: «они не берут в жены дочерей своих родственников и называют их сестрами, тогда как афганцы после смерти брата ждут, когда же к ним перейдет по наследству его вдова».
Даже один из лидеров Талибана* Саид Мохаммад Акбар Ага заявляет, что те советские воины, с которыми они когда-то воевали, уже перестали считаться врагами – история показывает, что у Афганистана всегда были прекрасные отношения с Россией. Мы можем теперь пожать друг другу руки и объединиться против настоящего зла – Соединенных Штатов Америки, полагает Акбар Ага.
Не в пользу США
Когда в 2001 году коалиция, возглавляемая США, пришла в Афганистан теплилась надежда, что в стране наступит мир и порядок, чего не смогли добиться советские войска. Однако на деле все оказалось гораздо хуже. Американцы начали чистку рядов афганской армии от бывших выпускников советских военных учреждений, заменяя их кадрами, прошедшими подготовку на базах США. Время показало, что они были не в состоянии противостоять Талибану*, который продолжил захватывать все новые регионы страны. США потратили около триллиона долларов на восстановление страны и переоснащение афганской армии. Но, как отмечают американские СМИ, эти деньги были разворованы афганскими чиновниками, полевыми командирами и наркомафией.
При этом американские военные всячески пытались вытравить из памяти афганцев хорошие воспоминания о пребывании здесь советских войск. Многие россияне, посетившие Афганистан в 2000-х, с сожалением отмечали, что статус «шурави» уже не имеет того значения, как в 1990-х. Хотя пожилые афганцы по-прежнему помнят о русских.
В 2010 году журналист Равшан Темуриен, работавший переводчикам во время Афганской войны, в интервью информационному агентству «Фергана» отмечал, что после девятилетнего нахождения американских войск в Афганистане можно провести сравнение с аналогичным периодом пребывания в этой стране ограниченного контингента советских войск. И это сравнение, со слов Равшана, почти всегда не в пользу США.
Очень сильно раздражают афганцев методы войны, исповедуемые коалицией. Американцы все в шлемах и бронежилетах, идут всегда цепочкой, оружие наготове, в случае чего палят куда ни попадя. А советский солдат оружие держал на ремне и шел ни от кого не прячась, — передавал Темуриен слова одного из бывших моджахедов.
Командир Северного альянса Ахмад-Шах Масуд отмечал, что советские солдаты, как и его бойцы, были настоящими воинами, которые хоть и воевали друг против друга, но делали это честно. А вот натовцы, говорил Масуд, воевали грязно, допускали очень много ошибок, особенно во время бомбардировок, при которых гибла масса мирных жителей.
Ощущают разницу афганцы между русскими и американцами и в их отношении к Афганистану. Шурави, говорят они, по сути выстроили здесь новое государство, с эффективными органами управления, с сильной и боеспособной армией. Американцы действовали как временщики, которые даже не сумели создать дееспособное правительство в Кабуле. Вместо дорог – щебенка, вместо жилья – разборные модули. Результатом их присутствия стали коррумпированные и плохо организованные вооруженные силы, куда нищие афганцы шли лишь за деньгами.
Афганцы с горькой иронией отмечали что русские учили их созиданию и развитию, а американцы – коррупции и воровству. Самое противное, признают жители Афганистана, что командование американских войск всячески пыталось выгородить своих солдат, которые якобы пришли в страну для наведения порядка и поддержания безопасности, в отличие от русских, которые, со слов натовцев, здесь действовали как оккупанты.
Несмотря на то, что войскам альянса удавалось долгое время сдерживать Талибан* и препятствовать распространению его влияния на регион, обескровить это движение они так и не смогли. Более того, как только прошла информация о готовящемся выводе американских войск из Афганистана талибы воодушевленно приступили к захвату новых территорий. А где же афганская армия и полиция? «Они попросту разбежались, так как не имели никакой идеи», – отмечает один из бывших афганских генералов правительственных сил. По его словам, именно идея единого Афганистана позволила в 80-х советским и афганским войскам создать, пусть и на время, прочный режим, который возглавлял Наджибулла.
* — запрещенная в Российской Федерации террористическая организация