15/04/19
US Navy

Что будет, если корабли НАТО попытаются пройти через Керченский пролив без разрешения России

Большинство экспертов сегодня уверено: чем ближе второй тур президентских выборов на Украине и больше вероятность поражения действующего главы государства, тем выше риск совершения новых провокаций в Керченском проливе. Сам Петр Порошенко еще в феврале обещал, что Киев направит новые корабли в Азовское море, и даже призвал страны НАТО присоединиться к акции. В альянсе на такое предложение сначала отреагировали сдержано. Но постепенно «солидарность» начала брать вверх — и вот уже несколько судов находятся наготове в Одесском порту.

Развитие ситуации

Ситуация в Азовском море стала накаляться в самом начале 2018 года. В марте за нарушение «установленного порядка пересечения» украинской границы было задержано крымское рыболовецкое судно «Норд». Россия расценила произошедшее как пиратство на государственном уровне и ужесточило правила досмотра кораблей, проходящих через Керченский пролив. Такие меры Украина, в свою очередь, назвала попыткой «военно-экономической блокады Азовского моря» и даже объявила о намерении создать в его акватории свою базу военно-морских сил.

Видимо, руководствуясь этой логикой, украинское командование в ноябре 2018 года отправило из Одессы в Бердянск — именно этот порт был выбран центром расположения нового флота — два малых бронированных артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу». Но как только корабли вошли в российские территориальные воды, они были задержаны пограничниками — при этом даже пришлось применить оружие. Этот конфликт стал апогеем наблюдавшегося в течение года обострения.

Правовая коллизия

Главная претензия к украинским морякам со стороны российских властей заключается в том, что они не запросили разрешения на проход через Керченский пролив, как того требует российское законодательство, и фактически попытались «прорваться» к месту назначения. Хотя ранее в аналогичных ситуациях корабли ВМС Украины уведомляли о своих намерениях. Киев, в свою очередь, считает, что для мирного прохода никакие разрешения нужны — в соответствии с международным правом и соглашениями, заключенными между Россией и Украиной.

Москва и Киев в 2003 и 2012 годах действительно подписали два договора, согласно которым торговые и военные суда двух стран могли свободно проходить через пролив, а иностранным торговым кораблям разрешалось делать это с согласия двух стран. Однако документы не учитывают, что с 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией, акватория полуострова изменила статус — она стала российскими территориальными водами. Согласно международной конвенции ООН по морскому праву, прибрежное государство имеет полное право принимать собственные правила мирного прохода через территориальное море. Что и было сделано  Россией через соответствующий приказ Минтранса.

Загвоздка лишь в том, что Украина и большинство мировых государств не признают суверенитет России над Крымом. А значит, по их логике, в Керченском проливе должны действовать международные правила. И в частности, согласно уже упомянутой конвенции ООН, государствам, граничащим с проливами, запрещено препятствовать транзитному ходу. Отсюда и неувязка — все стороны убеждены в своей правоте.

Предпосылки новой провокации

Свою точку зрения каждый доказывает по-разному. Россия — придерживается буквы собственного закона, ведет открытый процесс над украинскими моряками и предостерегает Киев от новых попыток прорваться не по правилам.

Украина продолжает баламутить воду в Азовском море и всячески старается привлечь к этому и других участников. Судя по всему, ей уже удалось заручиться поддержкой НАТО. На брифинге в начале апреля представитель США при альянсе Кей Бейли Хатчисон заявила, что организация готова принять меры, чтобы «обеспечить безопасный проход судов Украины через Керченский пролив в Азовское море».

К слову, об этом Хатчисон сообщила как раз после того, как в Черное море вошли несколько кораблей Второй постоянной военно-морской группы НАТО: эсминец ВМС Нидерландов «Эвертсен», канадский фрегат «Торонто», испанский фрегат «Санта Мария», турецкий фрегат «Гелиболу», а также вспомогательное судно ВМС Франции «Вар». Предполагается, что именно эти суда могут использоваться в качестве поддержки, которая, по словам министра обороны Украины Степана Полторака, будет обеспечивать безопасность очередного прохода.

Впрочем, в России сомневаются, что до прямого участия кораблей Североатлантического альянса в каких-либо акциях дойдет. «Корабли НАТО не собираются сопровождать украинские корабли, никому этот конфликт не нужен», — сказал RT первый зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. При этом сенатор все же предупредил: последствия столкновения могут быть самыми печальными.

Последствия

Исход при негативном сценарии действительно предрешен. Своими действиями в ноябре 2018 года российские пограничники доказали, что готовы действовать против нарушителей максимально жестко — вне зависимости от того, украинские или натовские корабли перед ними.

В комментарии изданию «Правда.ру» военный эксперт Юрий Кнутов предположил, что против кораблей альянса, в случае агрессии, наши суда будут действовать так же, как советские моряки действовали в 1988 году против зашедших в воды СССР крейсера ВМС США «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» — пойдут на таран, используют тактику навала. Но если более 20 лет назад нарушителям дали уйти в нейтральные воды, то в этот раз, вероятно, они будут задержаны, а их экипажи — присоединятся к командам «Бердянска», «Никополя» и «Яны Капу».

Что будет дальше — догадаться нетрудно. Рейтинг Порошенко, если, конечно, новая провокация произойдет до второго тура выборов, не изменится или даже упадет; Москву в очередной раз обвинят в агрессии, ей пригрозят, а может быть, даже и введут новые санкции. Но не больше: решившись на одно маленькое столкновение и увидев его последствия, Запад вряд ли пойдет на эскалацию.