04/03/20

Что будет, если пандемия коронавируса продлится больше года

В 2020 году человечество столкнулось с очередным неизвестным вирусом, возможно самым серьезным с начала XXI столетия. Новая эпидемия только набирает обороты и ученые пытаются предугадать, как она может повлиять на мировое сообщество.

Непредсказуемый патоген

Человечество по-прежнему помнит одну из самых смертоносных эпидемий – «испанку», разразившуюся в 1918-1919 годах. Всего за 18 месяцев эпидемии было инфицировано свыше полумиллиарда человек (29% от общемирового населения). По разным оценкам, от испанского гриппа умерло от 50 до 100 млн. человек (2,7–5,3% жителей планеты). Конечно, распространению «испанки» способствовала антисанитария, огромное число беженцев и практически полное отсутствие карантинных мер. Медики уверены, что сегодня подобный сценарий нам не грозит, но все же обеспокоенность в отношении коронавируса COVID-19 есть.

Новый коронавирус часто сравнивают с атипичной пневмонией 2003 года, именуемой также эпидемией SARS (тяжелого острого респираторного синдрома). Вирус пугал человечество долгие 12 месяцев. Летальность при SARS была выше, чем на данный момент у COVID-19: 10% против 3%. Однако, чтобы заразиться атипичной пневмонией требовался длительный контакт с инфицированным, коронавирус же цепляется за новую жертву в считанные секунды.

Вдобавок, инкубационный период коронавируса может длиться до трех недель, в течение которых неизолированный носитель будет заражать окружающих. Все это заметно повышает шансы нынешней эпидемии превзойти масштабы SARS. Относительная смертность (в процентах) от COVID-19 очевидно будет намного ниже, чем при атипичной пневмонии, однако абсолютная, увы, может быть выше.

Прогнозировать, как будет разворачиваться нынешняя эпидемия крайне сложно, так как ученые столкнулись с неизвестным заболеванием. Тем не менее, опираясь на пока еще скудные сведения о COVID-19, исследователи из Саутгемптонского университета составили интерактивную карту распространения коронавируса. Их выводы таковы: в течение ближайших трех месяцев не останется ни одной крупной страны, которую бы миновал новый патоген.

Есть еще одна опасность. Некоторые специалисты обеспокоены тем, что по мере распространения коронавируса патоген может мутировать, к примеру, для того чтобы вызывать более тяжелое течение болезни у молодых людей с хорошим иммунитетом. В настоящее время коронавирус чаще поражает преимущественно лиц пожилого возраста, имеющих сопутствующие хронические заболевания. Правда существует предположение, что патогенность коронавируса в дальнейшем будет снижаться, так как его наиболее смертоносные экземпляры погибнут вместе с жертвами. Согласно этому сценарию, COVID-19 повторит судьбу SARS, и инфекция со временем просто перестанет регистрироваться.

Опустевшие города

Но пока научный мир не тешит себя иллюзиями. Так авторитетное американское издание Science шокировало читателей пессимистическими прогнозами от ведущих вирусологов и эпидемиологов из университетов Оксфорда и Гарварда. Ученые отмечают, что COVID-19 только набирает размах и справиться с ним с каждым днем становится все сложнее. Специалисты из Королевского колледжа в Лондоне также не настроены на оптимистичный лад, по их мнению, около двух третей случаев инфицирования коронавирусом еще не выявлено, что может свидетельствовать о пандемии.

Коронавирус распространяется по планете быстро. И если в Китае, по заявлению властей, эпидемия пошла на спад, то в других странах ее пик еще впереди. COVID-19 уже охватил все континенты, однако ВОЗ не торопится объявлять пандемию и считает, что вирус все еще можно сдержать. На сайте американского Центра контроля заболеваемости и профилактики отмечается, что COVID-19 уже соответствует двум из трех критериев пандемии: патоген передается от человека к человеку и приводит к летальному исходу. Третий критерий – распространение вируса по всей планете. А это, как полагают медики, не за горами.

Эпидемиолог Оксфордского университета Кристофер Дай считает, что коронавирус невозможно контролировать, не пересмотрев работу санитарных и медицинских служб. До сих пор была задача не дать вирусу вырваться за пределы Китая. Однако сейчас, когда география коронавируса значительно расширилась, отслеживать тех, кто контактировал с инфицированными становится крайне затруднительно. Специалист уверен, что только «драконовы правила карантина» и внедрение эффективной вакцины позволят взять ситуацию под контроль.

Представитель ВОЗ Брюс Эйлворд, который несколько недель работал в неблагополучных с эпидемиологической точки зрения районах Китая, считает, что только сверхусилия, какие были приложены властями в Хубэе, помогут планете справиться с опасной инфекцией. Речь о приостановке работы общественного транспорта, закрытии развлекательных заведений, запрете на проведение массовых мероприятий.

В Италии подобные меры вводятся с 8 марта. В 11 муниципалитетах страны для публики будет запрещен доступ к посещению спортивных соревнований, закроются кинотеатры, театры, клубы, музеи. Посещение церквей власти разрешили, правда при соблюдении условия: «расстояние между людьми внутри здания должно быть не меньше одного метра». Полупустые улицы городов – очевидно такая картина ждет многие страны, если эпидемию не удастся остановить в ближайшие месяцы.

Предвестник катастрофы

По всеобщему убеждению, китайский коронавирус несет в себе реальную угрозу мировым финансовым рынкам. Так индексы Dow Jones, Nasdaq, NYSE и S&P уже упали в совокупности на 12,5%, а первая десятка богатейших людей планеты потеряла на эпидемии около 100 млрд долларов. В целом потери мировой экономики на данный момент пробили отметку в 500 млрд долларов.

Компания Moodyʼs Analytics в январе текущего года назвала эпидемию «таким "черным лебедем", какого мы еще не видели». По прогнозам специалистов, негативные последствия от COVID-19 могут легко превзойти глобальную рецессию 2008-2009 годов и даже сравниться с Великой депрессией начала 1930-х. Всемирный банк еще в начале 2000-х создал группу экспертов, которая пришла к выводу, что в не столь отдаленном будущем возможна глобальная эпидемия с десятками, а то и сотнями тысяч жертв, что поставит мировую экономику на грань катастрофы.

Экспертная группа Всемирного банка сделала акцент на трех важнейших пунктах:
1. Уровень медицины и противоэпидемиологической организации сведется на нет «связанностью» планеты.
2. Современные технологии позволяют не только бороться с эпидемиями, но и создавать и модифицировать особо опасные микроорганизмы.
3. Экономические потери во многом будут обусловлены паникой, которую провоцируют средства массовой коммуникации.

Пока основной удар от COVID-19 приняла на себя экономика Поднебесной. Однако при дальнейшем распространении вируса пострадают и экономики других государств. Член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов считает, что если к лету еще несколько стран будут охвачены эпидемией сравнимой с китайской, то это может привести к сползанию макроэкономики в новую рецессию. По мнению экономиста Дмитрия Потапенко, на данный момент главную опасность представляет падение потребления в Китае с его почти полуторамиллиардным населением, что может способствовать глобальному финансового кризису.

По прогнозам ученых, если нынешняя эпидемия по своему размаху сравняется с «испанкой» с ее десятками миллионов жертв, то мировой ВВП снизится на на 8-9% за год. Больше всего пострадают крупнейшие финансовые центры (Сингапур, Гонконг, Шанхай) и страны-производители нефти (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар), где падение ВВП превысит 10%. В меньшей степени экономический кризис затронет крупные государства, куда будет мигрировать капитал из пострадавших стран.

Даже если COVID-19 унесет жизни нескольких сотен тысяч человек, мировой доход, по прогнозам экспертов, упадет в среднем на 0,8%, при этом более всего пострадают государства со средним ВВП на душу населения. Эксперты Moodyʼs уже обратили внимание на снижение индекса цен на цветные металлы, что, как показывает опыт, является предвестником грядущего глобального кризиса.

Неожиданные выгоды

Далеко не все специалисты верят, что научный мир как-то способен повлиять на течение эпидемии. Они полагают, что рано или поздно она иссякнет сама собой. Существует мнение и об избирательном характере эпидемии. Так, специалист ИСАН, Елена Ларина, назвала коронавирус биологическим и этническим оружием, которое действует преимущественно на китайцев. По ее мнению, это искусственно созданные патогены, которые изменяют наследственность человека, обмен веществ и признаки поведения. В крайних случаях, полагает Ларина, возможно полное исчезновение расы.

Ажиотаж вокруг китайского коронавируса не только будоражит общественность, но и заставляет медицину разрабатывать новые средства для профилактики и лечения подобных заболеваний. На данный момент над разработкой вакцины трудятся сразу несколько исследовательских групп в разных странах, в том числе и в России. Но, к сожалению, этот процесс займет много времени.

Джейсон Шварц из Йельского университета считает, что надеяться на вакцину не следует, даже ее появление вряд ли сможет переломить ход эпидемии. Пессимизм ученого отчасти связан с тем, что вакцина против SARS так и не была изобретена. Но часть научного сообщества выражает надежду, что эффективность в борьбе с COVID-19 продемонстрируют некоторые из тестируемых сейчас лекарств.

Профессор Гамбургского университета Томас Штаубхаар, специализирующийся на экономике народного хозяйства и международных отношениях уверен, что в целом коронавирус принесет больше пользы, чем горя. В газете Die Welt он опубликовал свою колонку, в которой сообщил следующее: «В поисках средств воздействия на коронавирус люди обретут новые знания, которые смогут быть в принципе применены в борьбе с пандемиями, эпидемиями и болезнями». Если эти знания не помогут в борьбе с коронавирусом, то они пригодятся в другой ситуации и возможно спасут множество жизней, заключает профессор.

Среди других положительных эффектов, к которым приводит эпидемия коронавируса – уменьшение в Китае выброса вредных веществ, чему способствует резкое снижение производственной активности. К примеру, за последние две недели выбросы углекислого газа с территории Поднебесной снизились на 25%, а диоксида азота — на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Выгоду от COVID-19 могут почувствовать банковский и технологический секторы. Финансовый эксперт Роман Ромашевский считает, что отказ людей от посещения мест массового скопления приведет к увеличению числа онлайн-платежей. Кроме того, взрывной рост популярности получит и рынок интернет-доставки продуктов питания, полагает эксперт.