09/11/18

Что будет с Россией, если остынет Гольфстрим

В шотландском Глазго средняя температура января равна +3,5 градуса по Цельсию. В Москве, расположенной на той же широте, температура существенно ниже — -9,5 градуса. А всё потому, что портовый город обогревает естественная «батарея» — Гольфстрим. Впрочем, атлантическая теплота порой доходит и до европейской части России – именно ей мы обязаны периодической слякотью зимой.

Но в последнее время учёные всё чаще бьют тревогу — из-за глобального потепления течение становится медленнее и прохладнее и в скором времени может вообще остыть и перестать двигаться. Чего нам ждать, если это произойдёт?

Гольфстрим, не жми на тормоза

Гольфстрим – тёплое течение в Атлантическом океане, а в более широком смысле – целая система связанных между собой течений, начинающихся от побережья Флориды и заканчивающихся в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. По масштабу его вряд ли можно с чем-либо сравнить, поскольку Гольфстрим несёт воды больше, чем все вместе взятые реки Земли.

Средняя температура течения колеблется от +10 до +12 градусов по Цельсию, а на поверхности воды этот показатель может доходить до +25...+26 градусов. Скорость течения составляет около 6,4 км/ч, а у побережья США достигает порой 9 км/ч.

Правда, исследователи всё чаще замечают, что скорость Гольфстрима постепенно снижается. Так, в апреле 2018 года тревогу забили учёные из Университетского колледжа Лондона. По их данным, скорость течения с 1850 года снизилась на 15 процентов, что якобы стало самым существенным замедлением за последние полторы тысячи лет.

Отчасти подтвердил выводы британцев и немецкий метеоролог Доминик Юнг, который зафиксировал двукратное снижение скорости течения у побережья США по сравнению с 2012 годом. Однако его коллеги-метеорологи пока не склонны излишне волноваться: Гольфстрим – это поток воды гигантского масштаба, и на каком-то из его участков скорость действительно могла упасть, но с другим показателем – температурой – у течения пока всё в порядке.

Глобальное потепление грозит холодами

Постепенное замедление Гольфстрима, по мнению специалистов, связано с таянием ледников, к которому, в свою очередь, приводит глобальное потепление. Чтобы понять связь, необходимо просто разобраться в «механизме» течения.

При нормальных условиях тёплая вода, доходя до Гренландии, остывает. Из-за этого она становится плотнее и тяжелее и уходит на глубину, формируя обратное противотечение в тропики. Но из-за таяния ледников вода в океане становится более пресной, а значит – менее плотной. Из-за этого вода в течении начинает тонуть заметно раньше «пункта назначения», в результате чего Европа недополучает тепла.

Наиболее ощутимо последствия этого сказываются на Великобритании, странах Скандинавии и атлантическом побережье США – именно они пострадают в первую очередь, если Гольфстрим остановится или остынет. На Россию этот процесс тоже может оказать влияние, хотя, конечно, в меньшей степени.

Полярные морозы в европейской России

В апреле 2000 года группа российских учёных под руководством заместителя директора Института биофизики клетки Валерия Карнаухова по заказу МЧС рассчитала сценарий, по которому для нашей страны будут развиваться события, случись что с Гольфстримом.

По их расчётам, после того, как тёплая вода перестанет поступать в Арктику, северное побережье вскоре заледенеет. В образовавшуюся «дамбу» упрутся крупные реки: Енисей, Лена, Обь и другие. Это приведёт к тому, что ледяные заторы на них станут более мощными, а разливы – обширными.

Более того, вода, не найдя выхода в океан, затопит низменности вдоль рек. В результате, по оценкам учёных, в Сибири может образоваться целое «море» глубиной до 130 метров. Если же воде удастся перебраться через Уральские горы по Тургайской ложбине, то уровень нового водоёма снизится до 90 метров, однако его площадь расширится до европейской части страны.

Дальнейший прогноз неутешительный: прорвавшись в Европу вода дойдёт до Дона, сделав его самой полноводной рекой в мире. Азовское море выйдет из берегов, под угрозой затопления окажутся Крымский полуостров и Краснодарский край.

Впрочем, такой пессимизм разделяют далеко не все российские учёные. Но практические все согласны, что при остановке и похолодании Гольфстрима не избежать двух вещей: снижения средних температур и оледенения юго-западной части Баренцева моря. И если к первому обстоятельству ещё можно как-то привыкнуть – в конце концов, при нынешнем уровне технологий бороться с холодом человечеству удается вполне успешно, — то второе грозит существенными проблемами.

Баренцево море сегодня играет ключевую роль как с экономической, так и с военной точек зрения. На его побережье расположены крупные порты, по нему проходят важные торговые маршруты. Здесь водится множество видов рыб, здесь же находится самый разведанный по запасам углеводородов участок российского шельфа. Если море замёрзнет, Россия может недосчитаться значительного количества ресурсов. Более того, придётся пересмотреть и оборонную стратегию: переместить акцент с морских сил на сухопутные, активнее развивать северные аэродромы.

При этом у нашей страны в любом случае будет свой козырь – Россия обладает единственным в мире ледокольным флотом, который наверняка позволит в полной мере обеспечить её национальные интересы. А заодно подтолкнёт другие страны региона к более активному сотрудничеству – ведь если их кораблям нужно будет круглогодично перемещаться по льдам, так или иначе придётся дружить с Россией.