Сенокос был не просто важным этапом жизни деревни, но и самой приятной работой, наполненной весельями и светлым эротизмом. Приходился сенокос обычно на самый жаркий период лета, наиболее удачным считалось время от Петрова дня (29 июня по новому стилю) до середины-конца июля – макушки лета.
Порядок
Косьба была работой коллективной, объединяющей работников разного возраста. Уже в кустарном изготовлении кос были задействованы целые семьи. После того, как кузнец и молотобоец выковывали нож косы, он переходил к точильщику, которому помогали женщины и дети, шлифующие труднодоступные места лезвия мелким песком. На самом сенокосе самый уважаемый и умелый крестьянин из общины расставлял косцов в нужном порядке, и более опытные работники направляли молодых, задавая общий ритм. В этом созвучии труда и была его легкость, чувство единения отчасти сглаживало усталость.
Чем долее Левин косил, тем чаще и чаще он чувствовал минуты забытья, при котором уже не руки махали косой, а сама коса двигала за собой все сознающее себя, полное жизни тело, и, как бы по волшебству, без мысли о ней, работа правильная и отчетливая делалась сама собой. Это были самые блаженные минуты.
Л. Н.Толстой, «Анна Каренина».
Дресс-код
Одежда должна была быть легкой и свободной, чтобы не мешать размашистым движениям при косьбе. Рубаха идеально подходила под эти требования. Шили ее из холста или ситца, чаще всего не подпоясывали. Женщины в большинстве губерний не надевали сверху и сарафан, а выходили на поле в одной длинной рубашке. Уборка сена почиталась чистой и праздничной работой. Все весенние гуляния и обряды плодородия подготавливали эту счастливую, но трудную для крестьян пору.
Явиться к такой работе в будничной, тем более грязной одежде считалось недопустимым. К почве, рождающей благо для крестьянина, следовало относиться с почтением. Особенно важно учитывать это было для женщин. Ведь женщина обладала особой связью с матерью-землей. Вот откуда пошла специальная рубаха для сенокоса – покосница. Ее подол (традиционно его считали близким к земной энергии) расшивали древними плодородными орнаментами. Так, на подолице появлялись орепей (ромб с точкой – символ засеянного поля), ерга (знак солнца с загнутыми краями), рожаница (символическое орнаментальное изображение женщины). Цвет ткани преимущественно выбирали белый, но иногда и крестьянки носили и красные рубахи, символизировавшие близость к солнцу.
Вечеринки
Ранний труд сполна вознаграждался вечерними и ночными посиделками, на которые собирались всей деревней. Часто это сопровождалось совместной трапезой и, конечно же, гуляниями, для которых будничная одежда тоже не подошла бы. Полные жизни и разгоряченные утренней и дневной работой молодые часто искали тут себе пару. Нравы на таких посиделках были свободные. Парень имел право у всех на глазах обнять девушку (но не девушка парня – это считалось позорным), поцелуи и сидение на коленках были обычным делом. Встречались после таких гуляний и «ночки», то есть совместные ночевки на сеновалах. Нельзя было разве что иметь связь с парнем из другой деревни, местные молодцы не допускали присутствия чужаков, а уже появившихся могли и побить.
Сенокос был настоящим праздником в труде. Поэтому он не обходился без песни ни во время работ, ни на вечерних сборищах:
Суше ветру, суше вихорю, Суше той травы кошеныя, сушеныя. Я его сама повысушу Суше ветру, суше вихорю, Суше травоньки кошеныя, Засушеныя.
Бред.
Сенокос, во все времена назывался — СТРАДА! (От слова — страдать.) Со всеми вытекающими.
Желаю автору хоть один день побывать на этом «празднике».
М-да, широкие рубахи…Особенно на метку сена, когда этак пудовый навильничек вскидываешь и сухое сено за шиворот. Красиво пишите, но на покосе не были. Попробуйте этот светлый эротизм… когда к вечеру опухший от укусов оводов, не можешь не то, что рукой — языком шевельнуть. Впрочем, из разряда деревенских картинок — секс на «пушистом сене». Муж всегда по этому поводу ржет: «Сочувствую девушке, она внизу, голой попой на сене»
Но как ркасиов подано. Просто пастораль. Ощущения праздника есть, знаете когда? Когда мечешь последний зарод. И вот, едва последний навильник в зароде. Ощущение счастья — наконец-то, завершено. Лирику и романтику покосу придали авторы. Но тяжелый физический труд редко обладает романтикой.
Девушка может быть и сверху парня.
Ээээх, как человек проживший в деревне первые 20 лет своей жизни не могу, не внести свои «пять копеек»…
Автора бы на эту эротическую работку бы на недельку. Причем в накомарнике и без мази, да еще и с ручной косьбой. Когда после дня на жаре и с насекомыми, не то что о эротизме думать не хочется, одна мысль в голове — «Скорее бы это закончилось».
А особенно хотелось бы посмотреть на того героя, что будет косить-грести-кидать и при этом горланить песни как в старых советских фильмах.
Теоретики, блин…
Это хорошо, что пока ещё есть люди, которые знают, что такое ручной сенокос.. Но лет через 50 подобные статьи молодежь будет воспринимать за истину, словно крестьянская жизнь была веселой и беззаботной.