Осадное положение в Ленинграде было объявлено 25 августа 1941 года. Но еще за день до этого в городе был введен комендантский час. Передвигаться по улицам ленинградцы имели право лишь при наличии специального пропуска. В противном случае они рисковали быть привлеченными к ответственности.
Введение военного положения и комендантского часа
Официальной датой начала Великой Отечественной войны считается 22 июня 1941 года. Именно тогда нацистская Германия вторглась на территорию Советского Союза. В тот же день, если верить авторам издания «Военный трибунал Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны» Михаилу Ходякову, Абдулле Даудову и Юрию Кунцевичу, в свет вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» и «О военном положении». Согласно этим документам, военное положение было установлено на большей части европейской территории страны, в том числе в Ленинграде и Ленинградской области.
Меньше через месяц в Северной столице были введены продуктовые карточки, а 25 августа 1941 года – объявлено осадное положение. Но за сутки до последнего события в городе в целях поддержания порядка начал действовать комендантский час. По крайней мере, по словам автора книги «Из районов области сообщают: свободные от оккупации районы Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны», Андрея Дзенискевича, именно о введении комендантского часа в Ленинграде и пригородах говорилось в соответствующем Решении Ленинградских областного и городского исполкомов.
Наказание за нарушение режима
С этого момента гражданам было категорически запрещено появляться на улицах Ленинграда с 22 часов до 5 утра. Как вспоминал заместитель начальника управления милиции Ленинграда Н. Н. Аверкиев, слова которого привел в своем издании «Феномен блокадного Ленинграда», Николай Комаров, обеспечивать порядок в запретные часы обязаны были именно сотрудники милиции. Милиционеры выявляли подозрительных лиц, вычисляли вражеских агентов, просто проверяли документы у прохожих. Работа правоохранительных органов осложнялась тем, что времени на волокиту не было: необходимо было решать практически все вопросы прямо на месте.
Однако стражи порядка и военные власти были наделены соответствующими полномочиями и имели право применять наказания не только в судебном, но и административном порядке. Как пишут В. П. Сальников, С. В. Степашин и Н. Г. Янгол в своей книге «Органы внутренних дел Северо-Запада России в годы Великой Отечественной войны», за нарушение установленного режима виновные привлекались к административной ответственности в виде штрафа до 100 рублей и принудительным работам до 1 месяца. Злостные же нарушители привлекались к уголовной ответственности.
Право на передвижение по городу
Впрочем, некоторые ленинградцы все-таки имели право передвигаться по городу. Однако для этого жителям Северной столицы необходимо было оформить специальные пропуска. Образец такого пропуска приведен в издании «Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника», Андрея Сульдина. В номерном пропуске значилось, что документ выдан гражданину «на право прохода по городу Ленинграду в запретное время». Пропуск был подписан Военным комендантом города Ленинграда и снабжен соответствующей печатью. В связи с тем, что в пропуске указывались фамилия, имя и отчество его обладателя, при предъявлении оного необходимо было в обязательном порядке иметь с собой и паспорт.
Такой пропуск, как утверждают авторы издания «Битва за Ленинград в судьбах жителей города и области», А. В. Виноградов и А. Плейжер, могли получить рабочие, служащие, военные и некоторые другие категории граждан. Как гласили документы тех лет, приведенные в издании «Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза» (1944 год), выдача пропусков рабочим, служащим и другим лицам возлагалась на руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые составляли заявки (списки) и визировали их в районных отделениях милиции. В заявках необходимо было указать, для кого и в связи с чем запрашивался пропуск.