Вторая мировая война запомнилась не только миллионами погибших из числа бойцов воюющих армий, но и значительным числом пленных. Для двух основных действующих сторон этой беспримерной глобальной схватки, – советской и немецкой, – цифры попавших в плен были тоже семизначными. При этом обстоятельства попаданий в руки противника были самыми разными, включая и добровольное сложение оружия.
Трагедия советских пленных солдат
Точными сведениями о количестве советских военнопленных до сих пор никто не располагает. Данные из разных источников колеблются в диапазоне 4,5 - 5,5 млн. человек. Наибольшее число солдат РККА было взято в плен в 1941 году, по некоторым данным – свыше 3-х млн. человек.
Их дальнейшая судьба была предопределена во многих случаях установками самого фюрера и его приспешников, требовавших уничтожения, даже, сдавшихся советских солдат. Оставшиеся в живых загонялись в различные лагеря, где чистки, в соответствии с директивой от 6 июня 1941 г «О комиссарах» с целью выявления и дальнейшего уничтожения политработников и евреев, продолжались.
Тем не менее, бойцов РККА настойчиво «приглашали» в плен листовками со слоганом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!», выпущенными только в первые месяцы войны тиражом более 160 млн. экз., с прикрепленными к ним «пропусками» («Ausweis» или «Passierschein»). В ходу были также немецкие листовки с аббревиатурой Ш.В.З. («Штыки в землю») также гарантирующие красным бойцам (кроме комиссаров и евреев), как минимум, жизнь. Также сдающимся советским военнослужащим гарантировались безопасность и теплый прием, если они будут кричать: «Сталин капут!».
Тем не менее, Роберт Кершоу, британский историк, в своей книге, почти полностью состоящей из воспоминаний, писем домой, записей в дневниках солдат вермахта Восточного фронта «1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных» отмечал отчаянное сопротивление русских, доходившее «порой до фанатизма».
Число немецких пленных ежегодно росло
Естественно, в первые месяцы войны на фоне военных успехов число немецких пленных было просто мизерным и несопоставимым с аналогичными потерями РККА (всего немного более 9-ти тыс. человек). Но, уже в 1942 году их число превысило 71 тыс. чел. А только под Сталинградом их было взято в плен около 100 тыс. чел. Согласно данным, опубликованным в книге «Немецкие пленные в СССР» под авторством Козлова Р.В и Маркушиной С.В, всего в войну было пленено 2 388 443 солдат вермахта.
Советские агитационные листовки, тоже снабженные пропусками, в свою очередь при сдаче гитлеровцев в плен предлагали кричать: «Прощай Москва, долой Гитлера». Но, более прижился ставший привычным на войне лозунг сдающихся немцев: «Гитлер капут!». А по свидетельству А.А. Лебедева (книга «Их оружие – кинокамера») в Сталинградском котле немцы сдавались с возгласами: «Унзере солдатен хенде хох! Гитлер капут, нихт шиссен».
Уже после Сталинграда, Курска, других побед РККА солдаты вермахта предпочитали идти в плен, имея на руках листовки-пропуски с выдержками из приказа И. Сталина № 55, где отрицалось отождествление «клики Гитлера с германским народом». Законопослушные немцы, после приказа о сдаче сверху, сдавались в плен целыми частями и подразделениями организованно и следовали в тыл с минимальным конвоем, а то и без него (Адам В. «Катастрофа на Волге». Мемуары адъютанта Паулюса).
Вместе с тем, и с советской, и с немецкой стороны было абсолютно трезвое понимание того, что никакие листовки-пропуска, никакие рекомендованные лозунги не являются сколь-нибудь серьезной гарантией безопасности при сдаче в плен в одиночку. Особенно, это касалось бойцов РККА, которых, зачастую, расстреливали на месте. Когда же немцы сдавались в плен подразделениями, армиями, гарантии их безопасности были достаточно надежными.