Что немецкие оккупанты забирали у погибших красноармейцев

В суровые военные годы мародерство считалось тяжким преступлением. Лишать погибших солдат их вещей — проступок, несовместимый с воинской честью. Тем не менее в истории не было войн, в которых не фиксировались бы такие случаи. Фашистские захватчики, к примеру, не брезговали снимать с трупов погибших бойцов любые ценные трофеи.

«Генерал Мороз»

Гейнц Гудериан, один из военачальников вермахта, в своём труде «Воспоминания солдата» во всех нюансах описал бытовую сторону Второй мировой. Автор указал, что военная кампания не была тщательно спланирована руководством Третьего рейха. Немецкие стратеги недооценили ряд ключевых аспектов: от климатических условий России до самоотверженности бойцов. В соответствии с планом «Барбаросса» одержать победу войска Гитлера должны были ещё до наступления зимы 1941-1942 гг. Однако Красная Армия показала себя серьёзным противником. Блицкрига не случилось.

Историк В.В.Алексеев в работе «Влияние морозов на ход зимней кампании 1941-1942 гг.» напомнил, что в отдельные дни декабря температура понижалась до минус 35-40°С. Экстремальные морозы причинили оккупантам невосполнимый урон, больший, по мнению генерала Г. Гудериана, чем снаряды и пули. Около 40 % немецких захватчиков жестоко страдали от обморожений. Бывало, что к открытым участкам кожи примерзало боевое оружие. Конечно, «генерал Мороз» был безжалостен не только к захватчикам. Не щадил он и защитников.

Теплая одежда

Не удивительно, что в первую очередь фашистов привлекала отличная экипировка погибших бойцов Красной Армии: тёплые сапоги, ушанки из овчины, телогрейки, ватные шаровары, меховые рукавицы. Г. Гудериан вспоминал, что внешние отличия солдат вермахта и красноармейцев практически были стёрты. Укутанные в толстые шинели, замотанные платками из овечьей шерсти, отнятыми у крестьянок, в ушанках на головах нацисты уже весьма отдалённо напоминали экипированную с иголочки армию Третьего рейха, ступившую на советскую территорию несколько месяцев назад. Шинели и сапоги оккупантов не годились для суровой русской зимы.

Кроме того, обмундирование выдавалось точно по размеру, поэтому дополнительно утеплиться не представлялось возможным. Этот аспект маршал Жуков отразил в своих мемуарах «Воспоминания и размышления»: «Немцы не обратили внимания на тот факт, что с XVIII столетия русские солдаты получали сапоги на один размер больше, чем нужно, что давало им возможность набивать их соломой, а в последнее время газетами, и благодаря этому избегать обморожений». Ситуация с дефицитом шерстяных вещей в немецкой армии была настолько плачевной, что министр пропаганды был вынужден обратиться к населению Германии. Он попросил приносить на пункты сбора тёплую одежду для сражающихся на Восточном фронте солдат. В связи с этим маршал заметил, что валенки, полушубки, телогрейки и бельё приравняли к ещё одному действенному виду вооружения.

Пистолет-пулемет Шпагина (ППШ)

От погодных аномалий страдала и техника немцев, чего не скажешь о советских образцах оружия. Фашисты не обеспечивались оружейной смазкой для использования при экстремально низких температурах. Огнеметы в этой ситуации становились бесполезными. Бронетехника в суровые морозы глохла, а артиллерийские орудия заклинивало. Поэтому помимо одежды нацисты забирали у погибших ППШ. В сравнении с немецким Maschinen pistole этот пистолет-пулемет, разработанный Г.С. Шпагиным, был более совершенным. Барабан у ППШ, например, вмещал 71 патрон, а его германский аналог — лишь 32. Весил ППШ на 800 граммов меньше, чем немецкий МР-40.

Винтовка Токарева (СВТ)

Не менее популярной среди немцев была СВТ — самозарядная советская винтовка, сконструированная Ф.В. Токаревым. «Светка» — именно так это оружие именовали в войсковых частях. Исторические летописи сохранили тот факт, что для защиты Брестской крепости бойцы применяли СВТ. Вермахт в то время не располагал оружием, аналогичным «Светке» по своим эксплуатационных характеристикам. Винтовка отличалась оптимальными баллистическими качествами, была дополнена штыком для удобства использования в условиях ближнего боя. Неудивительно, что немцы никогда не оставляли её в руках павших бойцов.

Золото и ценности

Были среди захватчиков и мародеры, не гнушавшиеся личными вещами. Погибших обыскивали, забирая компасы, бинокли, кольца, часы, портсигары и даже перочинные ножики. Справедливости ради стоит заметить, что советские бойцы также не брезговали вещами убитых. Ценились в то время зажигалки, трофейные бинокли, часы, другое имущество.