08/12/19

Что останется от США, если Россия ударит по ним всеми ядерными ракетами

Эпопея противостояния России и США сегодня вышла на новый уровень. Страны уже не понимают, что лучше: сдерживать рост стратегического ядерного вооружения или продолжать его наращивать. Впрочем, и нынешних объемов ядерных арсеналов у США и России хватает, чтобы нанести друг другу непоправимый ущерб.

Чем больше, тем безопаснее?

Последние десятилетия многие военные стратеги утверждают, что ядерные державы нуждаются лишь в ограниченном арсенале баллистических ракет. Это значит, что на определенное количество выпущенных боеголовок одной стороной будет произведен симметричный ответ другой. Чем больше окажется ракет в воздухе – тем более опасными будут последствия как для обеих сторон, так и для планеты в целом.

Недавно в США свет увидела книга бывшего аналитика ЦРУ и Пентагона Мэтью Крэнига «Логика американской стратегии: почему стратегическое превосходство имеет значение», в которой автор утверждает совершенно противоположное – Штатам нужен «избыточный арсенал». Чем мощнее будет «ядерная дубинка», тем успешнее окажется итог возможной Третьей мировой войны, где в роли главного соперника США будет выступать конечно же Россия.

В свой работе Крэниг выдвигает теорию «синтеза превосходства и балансирования на грани войны», что может позволить США рисковать и при этом чувствовать себя уверенно. Как полагает автор, противоракетные возможности, которыми обладает Пентагон, уничтожат любой ядерный арсенал противника и снизят уровень разрушений, который страна понесет в результате ядерного нападения. «Ядерное превосходство сдерживает принуждение», – резюмирует Крэниг.

Идеи выдвигаемые Крэнигом не новы. Ранее об этом писал американский экономист Томас Шеллинг. Он пытался доказать, что в мире, характеризующемся взаимно гарантированным уничтожением, страны с меньшей вероятностью будут вести войны. Вместо сдерживания гонки вооружений соперники конкурируют за счет балансирования на грани войны, где каждая сторона предпринимает все более рискованные действия, пытаясь заставить другую сторону отступить.

Это в свою очередь перекликается с политикой «ядерного сдерживания», которую проводил коллективный Запад в годы «холодной войны». Главная ее мысль сводится к тому, что предотвращение агрессивных намерений противника возможно лишь посредством угрозы применения ядерного оружия. Однако одной из негативных сторон такой политики стал рост количества стран, стремящихся заполучить ядерное оружие. Это привело к увеличению числа стран-членов «ядерного клуба», что сделало процесс ядерного сдерживания куда более сложным и непредсказуемым.

Кто кого

Попробуем поразмыслить, насколько же избыточный ядерный арсенал поможет США в случае гипотетической войны с ядерной державой, например, с Россией? Речь в данном случае о стратегическом наступательном вооружении. Известно, что уже не одно десятилетие российские границы охраняет оборонительная система «Периметр» – комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом, созданный еще в СССР. То есть, даже в случае, если наша страна, подвергнувшись массированной ядерной атаке, потеряет свое высшее политическое и военное руководство, «Периметр» автоматически запустит весь свой ракетный арсенал в сторону противника. Важно напомнить, что боевым компонентом «Периметра» является самая мощная в мире баллистическая ракета Р-36M «Воевода».

Итог этой ядерной дуэли предсказать сложно, но вероятнее всего это приведет к катастрофическим последствиям планетарного масштаба. В данном случае невозможно быть уверенным, спасут ли колоссальные объемы ядерного арсенала какую-либо из сторон конфликта: чем массированнее удар – тем глобальнее ответ. Нужно также учесть, что российская оборонительная система – это не только шахтные установки, но и стратегические самолеты-ракетоносцы Ту-160, и атомные подводные лодки типа «Борей», которые несут круглосуточное боевое дежурство в различных точках планеты. Недаром в США система «Периметр» получила название «Мертвая рука».

Крэниг конечно же согласен, что любой ядерный конфликт может иметь самые ужасные перспективы, однако это не мешает ему рассуждать о различных масштабах последствий для воюющих сторон. Так, по словам эксперта, Соединенные Штаты без сомнения в меньшей степени пострадают от китайского первого ядерного удара, чем от российского. Тем не менее он полагает, что в таком ключе могут мыслить лишь те стратеги, для кого несущественны разрушение свыше 80 американских городов и гибель 20 млн. жителей.

По предположению автора концепции «избыточных арсеналов», если первой по США ударит Россия, то это приведет к уничтожению 131 американского города с числом жертв близким к 70 миллионам. В случае контрудара Москвы (США ударят первыми) Америка лишится 12 городов и 28 млн. жителей. Подобные расчеты советские и американские эксперты проводили и во времена «холодной войны». Их выводы в целом совпадали: в США погибнут около 80 млн. человек, в СССР – около 100 млн.

Согласно Крэнигу, все это возможно лишь в случае паритета ядерных сил. Если Соединенные Штаты пойдут на одностороннее сокращение ядерного оружия, то Россия спокойно переживет первый ракетный удар США, а при ответной атаке русским не придется расходовать большое число боеголовок на уничтожение оставшихся американских ядерных целей. Поэтому, делает вывод аналитик, США не только не следует думать о сокращении МБР, но и решать вопросы наращивания ядерных запасов.

Некоторые отечественные эксперты ставят вопрос в таком ключе: зачем России наносить удары по США в два эшелона, не проще ли выстрелить сразу всеми ракетами чтобы уничтожить как можно больше шахтных установок, тем самым сократив число американских боеголовок для ответного удара. Тем более, что часть российских аналитиков, например, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, утверждает, что американская ПРО плохо приспособлена для перехвата российских ракет.

Здесь нужно думать о последствиях для нашей страны. США размещают стратегическое наступательное вооружение на самолетах, подводном и надводном флоте, а также на своих заокеанских территориях. Это значит, что территория Российской Федерации подвергнется массированному ядерному удару еще до того, как наши ракеты упадут на американскую землю.

Избирательный удар

Из открытых источников известно, что на 1 сентября 2018 года стратегические ядерные силы РФ насчитывали 1420 ядерных боезарядов. По данным исследования The Bulletin of the Atomic Scientists, на данный момент в США развернуто примерно 1750 стратегических носителей. То есть фактически мы имеем дело с паритетом стратегических сил двух крупнейших ядерных держав. Этого количества вполне хватит, чтобы привести нашу планету к гуманитарной и климатической катастрофе. Именно поэтому здравые умы рассуждают о сокращении ядерных запасов.

Автор издания Life Александр Березин, критикуя теорию Мэтью Крэнига о том, что избыточный ядерный арсенал Пентагона гарантирует меньшее число жертв среди мирных американцев, отмечает, что Россия при любом раскладе не будет первой наносить ядерный удар по США. В нашей стране понимают последствия таких действий. А наращивание числа американских ядерных боеголовок приведет к пропорциональному ответу России. Это бессмысленная гонка.

Мысль о сокращении ядерных запасов или по крайней мере о бесполезности их наращивания посещает головы совершенно далекие от пацифистских идей. Военные разных стран уже пришли к выводу, что ядерная война в ее современном понимании будет подразумевать ракетные удары по местам базирования МБР. Да, это приведет к какому-то числу жертв среди мирного населения, да, это повлечет разрушения гражданской инфраструктуры, но все равно размеры гуманитарной катастрофы будут в разы меньше, чем при ударе по городам.

Известный российский политолог и востоковед Евгений Сатановский отмечает, что наиболее простой способ остановить «заокеанских ястребов», потрясающих «ядерными дубинками» – это произвести точечный удар по тем, кто находится на командных пунктах управления ракетами – то есть, по военно-политической элите страны. Впрочем, в этом случае нужно обладать настолько совершенным оружием, которое не только минует любые средства ПРО, но и с ювелирной точностью попадет в цель, избежав ненужных жертв среди мирного населения.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков для нанесения удара по США предлагает использовать геофизические особенности этой страны. А именно, в качестве цели атаки он называет Йеллоустонский супервулкан. По мнению эксперта, если по нему ударить боеголовками в 100 – 150 мегатонн, то это приведет к пробуждению спящего гиганта.

Ракеты такой мощности у нашей страны есть, в частности, «Сармат». В габаритах этой боеголовки может быть создан боеприпас с тротиловым эквивалентом порядка 100 мегатонн. Проснувшийся Йеллоустон, по мнению Сивкова, «гарантированно уничтожит и США как государство, и всю транснациональную элиту». Однако геологи допускают лишь один сценарий, когда мощный термоядерный взрыв может спровоцировать Йеллоустон: за несколько суток до его естественного извержения, когда вулканические газы готовы будут вырваться на поверхность. А для этого может понадобиться не одна сотня лет ожидания. Впрочем, в таком случае ядерный удар окажется уже излишним.