27/05/25

Что оставил СССР после себя в Афганистане

С учётом геополитической обстановки, СССР был вынужден вкладывать в развитие Афганистана огромные суммы. Так было и в годы войны, и после ввода советских войск в азиатскую республику в 1978 году. Специалисты из первого в мире социалистического государства построили более 100 объектов промышленности, инфраструктуры, образования, цель которых – экономическое и социальное развитие этой страны.

Дороги и транспорт

С середины прошлого столетия на деньги СССР в Афганистане построили тысячи километров автодорог, большая часть которых прошла через горы. Благодаря этому транспортная доступность в стране значительно улучшилась.

Наиболее известная трасса – дорога Саланг с туннелем, проложенным московскими метростроевцами на высоте более 3 тысяч километров. Кроме того, можно выделить автодорогу из города Кушка в Кабул, протяжённостью 679 километров, магистрали Пули-Шибернаг и Доши-Ширха длиной 329 и 216 километров соответственно.

Сложный афганский рельеф требовал и возведения мостов. В 1959 году был построен 120-метровый мост через речку Ханабад, а в провинции Нангарх советские инженеры только за один 1964 год возвели три моста. В 1982 год через Амударью перекинули автомобильно-железнодорожный мост.

В 1960 году в афганской столице СССР построил авторемонтный завод Джангалак, способный в год осуществлять ремонт 1300 машин в год. Через четверть века состоялось открытие трёх автозаводов, на которых собирались «КамАЗы». В 1988 году открылось ещё одно предприятие – на этот раз по производству велосипедов.

Строились и аэропорты. В 1961 году начала функционировать воздушная гавань Баграм с 3-километровой посадочной полосой, а ещё через год международный аэропорт появился в Кабуле.

Энергетика

С помощью советских геологов у коллег из Афганистана появилась карта полезных ископаемых, где отметили 1,5 тысячи месторождений. Вскоре была налажена и добыча газа, который по сниженным ценам начал покупать СССР. Благодаря этому бюджет бедного государства регулярно пополнялся, а прибыль шла на дальнейшее экономическое и социальное развитие.

Также при непосредственном участии Москвы в Афганистане появились восемь нефтебаз, газопровод, пропускающий 4 млрд кубометров газа ежегодно, гидроэлектростанции в Наглау и Пули-Хумри мощностью 100 тысяч и 9 тысяч кВт соответственно.

Образование, наука и социальная сфера

Ещё одной сферой, в которую активно вкладывал средства СССР, стало образование. В 60-х годах в Кабуле открыли политехнический университет на 1200 студентов, что обошлось Москве 6 млн рублей. В 1973 году в Мазари-Шериф открылся техникум на 500 учащихся, готовивший нефтяников и геологов. За четыре года – с 1982 по 1986 года – появились 8 профессионально-технических училищ.
Советский Союз не забывал строить жилые кварталы, детские сады, метеостанции, поликлиники, что делало жизнь простых афганцев более комфортной.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Из-за непростой экономической ситуации, в которой оказался Афганистан, привычным явлением в стране стал голод. Данную проблему попытались решить с помощью достижений советских аграриев. Так, в Афганистане специалисты из СССР открыли три почвенно-агрохимических, три ветеринарных, две хлопково-семенных и одну контрольно-семенную лаборатории.

В Мазари-Шерифе появился завод азотных удобрений, на реке Кабул – Джелалабадский ирригационный канал, в Джелалабаде – завод цитрусовых и маслин и несколько многоотраслевых ферм.

***

С момента вывода советских войск из Афганистана прошло уже несколько десятилетий, но граждане этого государства до сих пор сравнивают американцев и русских. Про первых говорят, что те только разрушали, а про вторых – если и разрушали, то при крайней необходимости, но при этом ещё и строили.