03/03/21

Какие планы были у Гитлера после взятия Москвы и Ленинаграда

Покажется странным, но у руководства Третьего рейха действительно не имелось заранее разработанных конкретных планов по окончанию войны с Советским Союзом. Не было их и в отношении других стран.

После «Барбароссы»

Об операциях против Великобритании было сказано в директиве Гитлера за № 32 от 11 июня 1941 года. Эти операции должны были начаться только после разгрома Советского Союза. Конкретные сроки, указанные в документе – конец осени 1941 г. и зима 1941-42 гг.
Эта информация соответствует тому, что было изложено в первом плане – «Ост» (август 1940 г.) – пять месяцев. В плане «Барбаросса» сроки пересмотрены не были. Таким образом, при нападении на СССР в конце июня 1941 года, войну с СССР надлежало закончить до конца ноября того же года. Москва, следовательно, должна была быть взята несколько раньше этого срока.
Действия против Великобритании планировались ограниченные. Главной целью операций назывался Ближний Восток. Считалось необходимым провести концентрическое наступление «из Ливии через Египет, из Болгарии через Турцию, а также, в зависимости от обстановки, из Закавказья через Иран».
Как видно, Гитлер не был уверен до конца, что в 1941 году в его руках окажется советское Закавказье. Турцию планировалось в любом случае «сделать послушной в политическом отношении или сломить её сопротивление силой оружия». Единственным направлением непосредственного удара по английским войскам оставалась Северная Африка. Здесь планировалось «подготовить примерно к ноябрю» наступление совместно с итальянскими войсками на Суэцкий канал. Однако оговаривалось, что до окончания операций в России «дополнительные крупные немецкие соединения в Северную Африку перебрасываться не будут».
Планировалось также провести операцию «Феликс» по захвату Гибралтара. Подготовка к этой операции должна была начаться, «когда боевые действия на Востоке будут близки к завершению».
Считалось, что в борьбе с Англией за колонии в Африке заинтересовано вишистское правительство Франции, поэтому данный театр военных действий можно предоставить режиму маршала Петэна. Планировалось также «широкое использование арабского национально-освободительного движения» для подрыва позиций Великобритании на Ближнем Востоке.
Непосредственно же против Британских островов намечалось всего лишь «возобновить в полном масштабе «осаду Англии» военно-воздушными и военно-морскими силами». О десанте в Англию речь не шла. Впрочем, перспективы строились не дальше весны 1942 года. Возможно, что если бы всё у Третьего рейха сложилось по-написанному, а Лондон не вздумал бы сдаваться, тогда на лето 1942 года Гитлер и наметил бы высадку на Британские острова…

Как победить СССР?

Однако чтобы перейти к операциям «после «Барбароссы», вермахту необходимо было ещё выполнить этот план, то есть разбить Советский Союз. Как германский Генштаб планировал это сделать?
По плану «Барбаросса» (декабрь 1940 г.) германские войска должны были закончить продвижение на востоке, достигнув линии Астрахань — река Волга вверх до Казани — на север до Архангельска. После чего, как указывалось в документе, последние оставшиеся у русских промышленные районы на Урале подлежали уничтожению  силами авиации.
Однако как конкретно достигнуть этой «сакральной» линии Архангельск—Астрахань, представления были весьма туманные. Было понятно, что после взятия Москвы ещё предстоит справиться с последним сопротивлением советских войск. Похоже, что германские стратеги рассчитывали на повсеместное ослабление этого сопротивления после первых побед вермахта. Если так, то вторжение 22 июня 1941 года было чистой авантюрой.
Германское командование явно переоценило свои первые успехи. 3 июля 1941 года генерал-полковник Франц Гальдер, начальник Генштаба германских сухопутных войск, записал в своём дневнике: «С моей стороны не будет слишком смелым утверждать: кампания против России выиграна в пределах 14 дней».
В плане «Барбаросса» было записано: «Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, следует уничтожить… Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы… должно быть предотвращено». Однако ничего не предусматривалось на тот случай, если эта цель не будет достигнута.
Между тем, вскоре выяснилось, что основные силы РККА держались в глубине страны и не были уничтожены первыми ударами вермахта. Уже 11 августа тот же Гальдер написал в дневнике: «Начиная войну, мы рассчитывали иметь против себя примерно 200 вражеских дивизий. Но теперь мы насчитываем их уже 360». Вместо триумфального шествия вглубь СССР по всем направлениям, немцы стали испытывать всё возрастающее сопротивление.
Уже 21 августа 1941 года Гитлер допустил, что Москва может не быть взята до зимы. В телеграмме за № 441412/41 он приказал, прежде всего, захватить Ленинград, Крым, Харьков, Донецкий бассейн и Ростов. Затем планы снова корректировались. Было решено продолжить наступление на Москву после окружения Ленинграда, каковое было достигнуто 8 сентября.
В октябре 1941 года, после окружения советских войск под Вязьмой и Брянском, командование вермахта вновь испытало эйфорию. Командующий группой армий «Центр» Федор фон Бок решил, что сможет взять Москву силами 4-й танковой группы и 4-й полевой армии. 12 октября 3-й танковой группе было предписано идти севернее Москвы на Ярославль, а 2-й танковой группе – через Тулу на Горький. Это была единственная постановка конкретных целей «после Москвы». Однако уже через несколько дней выяснилось, что и взятие Москвы представляет для немцев неразрешимую проблему.

В 1942 году Гитлер, похоже, уже не надеялся победить СССР

О планах действий вермахта на лето 1942 года, после захвата Сталинграда и Кавказа, имеются ещё более смутные представления. В 1950-1960 гг. в СССР (например, в 3-м томе «Истории Великой Отечественной войны», 1962 г.) бытовала версия, будто Гитлер планировал двинуть войска на север вдоль Волги. Однако никаких документов, свидетельствующих о таких планах германского командования найдено не было.
Есть более конкретное свидетельство генерал-полковника Эриха фон Манштейна, командовавшего 11-й немецкой армией. После захвата Севастополя штаб его армии был перемещён под Ленинград. Предполагалось, что после взятия Сталинграда 11-я армия получит силы для штурма северной столицы России. Однако первого события не последовало, соответственно, и штурм Ленинграда был отменён.
Похоже, что в 1942 году Гитлер мечтал уже только о том, чтобы перевести войну с СССР в «вечно позиционную», уже не рассчитывая на полную победу. Он хотел лишь захватить нефтяные месторождения Кавказа и лишить Красную Армию возможности наступать в будущем. Ему и это не удалось.