04/12/22

Что плохого сделал бы Троцкий для СССР, если бы Сталин не ликвидировал «демона революции»

«Демон революции» Лев Бронштейн (Троцкий) стал в 1920-е годы, наверное, самым яростным противником Сталина и его системы. При этом он нёс Сталину и его системе ещё и наибольшую потенциальную угрозу. Ведь Троцкий, в отличие от белоэмигрантов, не посягал на теоретические основы советского общества – диктатуру пролетариата и социализм. Следовательно, ему было проще найти путь к душам коммунистов и рабочих масс в СССР. Ну и, конечно, очень многие в СССР ещё помнили Троцкого как главного строителя и руководителя Красной Армии, организатора и вдохновителя побед трудового народа над белогвардейцами и интервентами в Гражданской войне. Этот ореол было сложно погасить.

Четвёртый Интернационал

Троцкий ещё до революции имел определённые связи с социалистическими кругами в США. Именно из США Троцкий вернулся в Россию после революции. После высылки Троцкого из СССР в 1929 году в Турцию он старался получить вид на жительство в какой-нибудь западной стране, однако все дружно отказывались пускать к себе опасного революционера, а кроме того, и с Советским Союзом не хотели ссориться.

В 1933-1935 гг. Троцкий временно жил во Франции, в 1935-1936 – в Норвегии. Потом его согласилась приютить Мексика. Это местопребывание было всего удобнее для Троцкого. Самому ему не давали визу на въезд в США, но оттуда к нему регулярно могли приезжать единомышленники.

Ещё во Франции Троцкий выступил инициатором создания Четвёртого Интернационала, очищенного как от социал-демократического оппортунизма, так и от сталинских извращений социализма. Когда Троцкий уже проживал в Мексике, Четвёртый Интернационал стал явью. Он был учреждён на съезде 1938 года.
В это время шла гражданская война в Испании. И троцкистский Четвёртый Интернационал развернул борьбу с Третьим за влияние на социалистов, коммунистов и анархистов Испании. В этой борьбе троцкисты проиграли, но это не принесло успеха их противникам: республика в Испании пала в марте 1939 года.

В связи с началом Второй мировой войны штаб-квартира Четвёртого Интернационала была осенью 1939 года перенесена из Европы в Нью-Йорк. Теперь и Троцкому было легче связываться со своими единомышленниками.

Сговор Гитлера и Сталина

Отношение Троцкого к событиям, сопровождавшим начало Второй мировой войны, было непоследовательным и противоречивым. В центре внимания стоял пакт Молотова—Риббентропа о разделе Восточной Европы между Германией и СССР. Противник Сталина должен был всемерно осуждать этот пакт. Тем более, что многие зарубежные коммунисты в результате этого договора отвернулись от Сталина и СССР.

Троцкий и пытался воздействовать на этих колеблющихся коммунистов в зарубежных странах. Он говорил, что по сути Сталин вступил на империалистический путь территориальных захватов в союзе с Гитлером. А нести коммунизм куда-либо на штыках нельзя: такая политика принесёт СССР больше вреда, чем пользы (это контрастировало с точкой зрения Троцкого периода Гражданской войны: тогда он выступал за революционный поход Красной Армии в Европу).

Вместе с тем Троцкий отмечал, что присоединение к СССР новых территорий содействует прогрессу на них. Он приветствовал передел экономики на социалистический сталинский лад в Прибалтике, Западной Украине и Западной Белоруссии. Троцкий также отмечал, что в случае военного столкновения СССР с любой иностранной державой он будет на стороне СССР.

США до 1945 года стремились к дружбе с СССР

Отношение правящих кругов США к Троцкому было неприязненным и отстранённым. Его споры со Сталиным представлялись большинству американского политического истеблишмента внутренними дрязгами коммунистов. Кроме того, США тогда шли на установление прочных дружественных отношений с СССР. Американские фирмы помогали СССР в проведении индустриализации. В 1933 году США установили с СССР дипломатические отношения. В 1937 году советские лётчики совершили знаменитые перелёты в Америку через Северный полюс. Их встреча в США стала демонстрацией крепнущей советско-американской дружбы и много помогла Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны в плане симпатий американского народа.

Поэтому США не торопились привечать Троцкого. Лидер Четвёртого Интернационала жил на гонорары от публикаций да на добровольные пожертвования немногочисленных единомышленников.

В общем, можно сказать, что взводившиеся на Троцкого в Советском Союзе заочные обвинения в работе на англо-французских и американских «империалистов» были беспочвенны. Никаких следов такой работы не обнаруживается.

Что мог бы сказать Троцкий после 1940 года?

Однако интересно представить, как складывалась бы деятельность Троцкого в том случае, если бы он прожил дольше. Как известно, Троцкий был убит агентом НКВД в августе 1940 года. То есть, Сталин считал, что Троцкий представляет для него опасность. И, наверное, такая опасность действительно возникла бы после Второй мировой войны, в условиях войны «холодной».

Что Троцкий поддерживал бы СССР и антигитлеровскую коалицию во время Великой Отечественной войны, сомнений нет. Возможно, после победы он даже попросился бы обратно в СССР. Ведь на той волне в 1945 году в СССР возвращались многие российские эмигранты, поверившие в «перерождение» сталинского режима. Правда, на Родине их ждали ссылки и тюрьмы…

Но если бы он остался в Западном полушарии, то, весьма вероятно, что правящие круги США попытались бы и его вместе с Четвертым Интернационалом использовать для пропаганды против сталинского режима. Не приходится долго гадать над тем, какими эпитетами заклеймил бы Троцкий своего врага. Он бы преподносил СССР как империалистического хищника, ничуть не лучше Соединённых Штатов, заботящегося лишь о «сферах влияния» и силой устанавливающего свои порядки в Восточной Европе. А отказ Сталина поддержать революцию в Греции послужил бы Троцкому дополнительным аргументом в пользу тезиса о превращении сталинского режима в бонапартистский и империалистический.
Но всё это только предположения. На практике Троцкий такую деятельность развернуть не успел.