10/01/20

Что плохого сделала Сербия для России в ХХ веке

Политические отношения между Россией и Сербией, как бы эти страны не назывались в разные исторические периоды, складывались по-разному. Не стал исключением и насыщенный событиями XX век, когда два братских славянских народа успели продемонстрировать мировому сообществу, как своё единство, так и оказаться по разные стороны баррикад.

Неприятие коммунизма

Первый раз резкий разрыв прочных русско-сербских связей, завязавшихся в XIX веке в пору знаменитых Балканских войн, когда Российская империя способствовала освобождению сербов от гнёта Османской империи, произошёл сразу же после Первой Мировой войны.

Образовавшееся 1 декабря 1918 года, после падения Австро-Венгрии, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, отказалось признавать свершившуюся в России в 1917 году большевистскую революцию. Негативно относясь к коммунистическим идеям, власти балканского новообразования через своего премьер-министра Стояна Протича наладили в мае 1919 года контакт с Омским правительством адмирала Колчака и официальной нотой уведомили его о признании в качестве законного правителя России. К слову больше ни одно государство мира официально не имело дипломатических отношений с участниками Белого движения.

Ярый антикоммунист король Александр I Карагеоргиевич распахнул двери своей страны для 70 тысяч белоэмигрантов, в том числе для Петра Врангеля, разрешив ему организовать на чужбине русскую военизированную организацию.

В 1929 году балканское государство сменило своё название на Королевство Югославия, однако, модифицировать внешнеполитический курс не собиралось. Югославы игнорировали СССР, как в 20-е годы, когда его признали практически все государства мира, так и в 1934 году, оставшись единственным уголком Балканского полуострова не имевшим дипломатических связей со страной советов.

Лишь в 1940 году Королевство Югославия изменило свою позицию, когда перед угрозой коричневой чумы, её новые руководители всё же смирились с существованием СССР и подписали с ним соглашение о военной помощи в случае нападения Гитлера.

Конфликт за первенство

Наладившиеся в период Второй Мировой войны отношения между Югославией и СССР достигли расцвета в 1945 году, когда к власти в стране пришёл коммунист Иосип Броз Тито. Однако вместо ожидаемого взаимопонимания между союзниками по идеологическому лагерю как ком стали нарастать противоречия. Причина постоянных конфликтов крылась в нежелании Тито подчиняться Сталину и превращаться в его марионетку. Югославский лидер мечтал создать под своим началом независимое коммунистическое государство, в состав которого вошли бы все страны Балканского полуострова, в том числе Болгария и Албания, а Иосиф Виссарионович, преследуя те же цели, не хотел отпускать вожжи, и предоставлять свободу действий единомышленнику. Ему был невыгоден рвавшийся к самостоятельности на международной арене союзник, и потому к 1948 году, их взаимоотношения серьёзно ухудшились.

Греческая карта

Одним из оснований для трений между Югославией и СССР стала незавуалированная поддержка Тито греческих коммунистов, несмотря на то, что Сталин был крайне недоволен этим шагом, поскольку опасался, что он может привести к нарастанию в регионе военной напряжённости и конфронтации с капиталистическими странами. Советский лидер призвал югославского коллегу перестать спонсировать греческих повстанцев, а тот в свою очередь не прислушался к нему, стремясь проводить самостоятельную политику.

Впоследствии, наладивший в пику СССР, отношения с США, Тито, под нажимом американцев всё же перестал помогать греческим коммунистам.

Болгарский выпад

Болгария, в годы Второй Мировой войны сдавшаяся на милость немцам и предоставившая им свою территорию для размещения войск, стала ещё одним камнем преткновения в советско-югославских отношениях. Историк Константин Никифоров отмечал, что Тито, не поставив в известность советские власти, 7 августа 1947 года самостоятельно подписал с болгарским лидером Георгием Димитровым соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между двумя странами. Гнев Сталина вызвал тот факт, что данный документ вступил в силу раньше, чем начал действовать мирный договор заключённый между СССР и Болгарией.

Триест

Разрушая представления о главенствующей роли СССР в коммунистическом мире, Югославия подставила ему подножку и в вопросе о статусе Триеста. Без консультации с советским руководством Тито задумал лично решить проблему этой спорной территории, попытавшись провести ревизию мирного договора с Италией.

Вечером 21 марта 1948 марта, оповестив о своих намерениях временного поверенного в делах СССР в Югославии Дмитрия Армянинова, югославы на следующий день заявили правительствам Великобритании, Франции и США о готовности пойти на компромисс в отношении судьбы Триеста, и заключить с итальянскими властями пакт о дружбе и ненападении.

Этим недружественным поступком и нежеланием консультироваться с Кремлём Тито не только лишний раз продемонстрировал мировому сообществу свою независимую позицию, но и дал сигнал западным державам, о том, что в некоторых вопросах они могут рассчитывать на его поддержку.

Непослушание балканского маршала стало причиной разрыва со стороны СССР Соглашения о взаимной консультации по важным международным вопросам, а также отзыва из Югославии всех советских армейских представителей.

В тот же год Тито лишился на день рождения поздравительной открытки от правительства СССР, и в отношениях между двумя странами пролегла пропасть.

Сюрприз для американцев

Неповиновение Югославии, вызвавшее раскол в коммунистическом лагере, стало настоящим сюрпризом для западной коалиции. Поначалу аналитики считали демарш Тито спланированной акцией Кремля, но затем всё больше стали убеждаться в том, что балканская страна попросту вышла из-под контроля Сталина, а значит, её можно и нужно использовать в своих целях, направленных на подрыв мирового влияния СССР.

Американский дипломат Джордж Кеннан называл Тито «самым ценным активом в борьбе за сдерживание и ослабление русской экспансии», который будучи членом коммунистической семьи, атакует её изнутри и разрушает на радость Западу.

При этом политолог не советовал политикам воспринимать югославского лидера как друга, поскольку он не отрекался от враждебного отношения к капиталистическому устройству общества. Именно по этой причине Белград с опаской вовлекался в сферу западного влияния, каждый раз получая сигнал, о том, что более тесное сотрудничество возможно лишь при смене политического режима.

Однако этот факт не помешал США помочь Тито удержаться у власти, и подписать с Югославией целый пакет соглашений, касавшихся урегулирования экономических вопросов.

Подвергнув сомнению способность Сталина удержать в своей обойме союзников по идеологии, Югославия нанесла удар по репутации Советского союза, который 27 сентября 1949 года денонсировал заключённый с ней Договор о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве.