11/05/19

Что рассказывали немецкие солдаты о времени, проведенном в плену в СССР

В своей книге «Ступайте с миром» Владимир Всеволодов приводит следующие данные: за годы войны в плен попало около 2,7 млн немецких солдат и офицеров, а также чуть больше 700 тыс. их союзников. С 1945 по 1958 год более 85% из них были репатриированы. Многие оставили подробные воспоминания о проведенном в плену времени.

На пути к лагерю

Вспоминая об условиях содержания в советских лагерях для военнопленных, многие немцы называют их вполне удовлетворительными, признавая, что советские солдаты содержались в Германии в куда более худших условиях. Но до лагеря еще надо было добраться, а это удавалось далеко не каждому. Офицер вермахта, Вольфганг Морель, который попал в плен в январе 1942 года, рассказывал, что ему и нескольким его товарищам пришлось проделать почти двухнедельный путь, прежде чем они попали в лазарет, а потом в лагерь.

Ежедневные многочасовые переходы в любую погоду, хлеб, вода и лишь изредка по вечерам горячая пища, обморожения и дизентерия — вот с чем пришлось столкнуться Вольфгангу, прежде чем он был доставлен в московский лазарет, а один из товарищей умер у него на руках. Морелю не повезло — ведь его путь пролегал через селения, разрушенные в ходе боев и отступающими от столицы немцами.

Жизнь и работа в лагере

Для бывших завоевателей в СССР было выстроено более 300 лагерей: в Казахстане и Подмосковье, на Украине и Дальнем Востоке. Заключенные в них снабжались по такой же схеме, как и солдаты красноармейцы на фронте: по полкило хлеба и овощей, по 100 г рыбы и крупы, сахар, соль, чай и мука. В конце 1943 года, когда дела на фронте пошли лучше, паек был увеличен. А больные, страдающие истощением, и генеральский состав стояли на улучшенном довольствии.

Работали военнопленные 8 часов в день и в конце месяца даже получали небольшое денежное вознаграждение — от 7 рублей (солдаты) до 30 рублей (генералы). За перевыполнение плана выплачивалась премия. Труд пленных немцев использовался в тылу — там, где остро не хватало рук. Встретить солдата или офицера вермахта можно было практически где угодно: на лесоповале, стройке, в колхозе.

Отношение к военнопленным

Йозеф Хендрикс, также попавший в плен в 1942 году, в книге «Вкус полыни» назвал семь лет, проведенных им в советском лагере, самыми суровыми в своей жизни, но признавал, что отношение со стороны советских солдат и простых жителей было в целом дружелюбным. Видя голод в глазах пленных немецких солдат, местные жители нередко помогали им продуктами.

Но более всего Йозефа удивило даже не это, а уважительное отношение русских к вещам военнопленных. У него были наручные часы, которые он старательно прятал, чтобы их не отняли. Один из советских офицеров, заметив это, не отобрал часы, а наоборот, выдал заключенному бумагу, что часы — личная собственность Хендрикса, после чего тот смог носить их открыто.