18/12/17

Что сделал генерал Андрей Власов до того, как стал предателем

Генерал А.А. Власов до своего перехода на сторону немцев успел стать одним из самых прославленных военачальников Красной армии. В политическом плане он также считался исключительно благонадёжным. Все партийные характеристики на него подчёркивали высочайшую преданность Власова делу партии Ленина—Сталина и его беспощадность к врагам советской власти. В 1937-1938 гг. генерал-майор Власов, по некоторым сведениям, был членом военных трибуналов Ленинградского, затем Киевского военных округов и активно участвовал в «чистках» начальствующего состава РККА. В конце 1938 года его отправили военным советником в Китай, что, по мнению некоторых историков, спасло его от репрессий, под которые, в свою очередь, попали многие их исполнители.

Чан Кайши высоко оценил деятельность Власова и наградил его высоким орденом Золотого Дракона, а жена Чана – золотыми часами. По возвращении в СССР Власов, как все советские специалисты, работавшие за рубежом, был обязан сдать награды и подарки государству. Отдельные его биографы считают, что это уже тогда посеяло во Власова семена неприязни к сталинскому режиму.

В январе 1940 года Власов был назначен командиром 99-й стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Киевском военном округе, на границе, у города Перемышля. За успехи в боевой подготовке и организационной работе Власов был награждён орденом Красного Знамени и золотыми часами, а спустя некоторое время – высшим в СССР орденом Ленина (скрасило ли это его обиду от отобрания китайских наград?). О нём в хвалебных тонах впервые написала столичная пресса. В первые дни войны 99-я дивизия оказалась в числе тех немногих, которые оказали врагу организованное и стойкое сопротивление. Правда, к тому времени Власов уже с полгода ею не командовал, так как в январе 1941 года был назначен командиром 4-го механизированного корпуса в том же округе (Юго-Западный фронт с начала войны).

4-й механизированный корпус был одним из самых сильных соединений Юго-Западного фронта. Одних только танков нового типа КВ-1 и Т-34 в нём насчитывалось более 400 – половина общего числа танков, которое у немцев было во всей группе армий «Юг»! Корпус принял участие в контрударе по немецким войскам, который с 23 июня пытались организовать начальник Генштаба Г.К. Жуков и командование Юго-Западного фронта. Но контрудар оказался неудачным. Приказами Жукова, распоряжавшегося через голову командования фронтом, и командующего 6-й армией Н.И. Музыченко части корпуса были направлены по расходящимся направлениям и лишены единого управления. Корпус потерял практически все танки – в основном из-за поломок в ходе длительных маршей по дорогам и отсутствия ремонтной базы.

Генерал Власов как мог пытался выправить положение, созданное бестолковыми приказами высшего начальства. В боях с противником подчинённые ему войска проявляли умение и стойкость. Его усилия были по достоинству оценены командованием Юго-Западного фронта, объявившего ему благодарность. По рекомендации члена Военного совета фронта Н.С. Хрущёва генерал Власов был назначен командующим 37-й армией, перед которой стояла ответственная задача – отстоять Киев.

Армия Власова справилась с этой задачей – враг не взял Киев лобовым ударом. Опираясь на Киевский укреплённый район, части 37-й армии неоднократно наносили по немцам чувствительные контрудары. Противник овладел Киевом только осуществив глубокий его обход с флангов и окружив восточнее его большую часть сил всего Юго-Западного фронта. В окружение попала и 37-я армия. Генерал Власов не сложил оружия и боролся до конца. Ему посчастливилось вырваться из окружения вместе с группой бойцов. В боях по выходу из вражеского кольца он был ранен и попал в госпиталь.

По выздоровлении в ноябре 1941 года Власов был вызван в Кремль. Сталин лично поручил ему принять командование над заново формируемой под Москвой 20-й армией, которой предназначалась одна из ключевых ролей в предстоящем контрнаступлении советских войск. В последних числах ноября соединения армии выдвинулись в район Красной Поляны, где немцы ближе всего подошли к Москве, и остановили продвижение врага. 5 декабря советские войска перешли в контрнаступление. 12 декабря части 20-й армии выбили противника из Солнечногорска, 20 декабря освободили Волоколамск.

13 декабря Совинформбюро сообщило о провале гитлеровского плана окружения и взятия Москвы и прославило имена командующих, с которыми была связана победа под Москвой. Среди них был назван и генерал Власов. 14 декабря он дал интервью корреспондентам Би-Би-Си, сопровождавшим британского министра иностранных дел Э. Идена в его поездке к линии фронта под Москвой. Это свидетельствовало о необычайно высоком уровне доверия лично к Власову со стороны Сталина. В конце января 1942 года Власов был награждён вторым орденом Красного Знамени и произведён в генерал-лейтенанты.

Власов стал одним из самых популярных советских военачальников. Про него – единственного из тех, о ком страна узнала только с начала войны – солдаты на фронте слагали частушки. Вот одна из них:

Говорили пушки басом,

Гром военный грохотал.

Генерал товарищ Власов

Немцам перцу задавал!

8 марта 1942 года Власов был назначен заместителем командующего Волховским фронтом генерала армии К.А. Мерецкова. Перед войсками фронта стояла задача ударом навстречу войскам Ленинградского фронта снять блокаду Ленинграда, окружить и уничтожить 18-ю германскую армию. Войскам Волховского фронта удалось вбить глубокий клин в немецкую оборону в районе Любани, куда была втянута 2-я ударная армия. Дальнейшее наступление застопорилось, и 2-я ударная сама оказалась в оперативном мешке.

20 марта Власов был направлен непосредственно во 2-ю ударную армию во главе комиссии фронта. Результатом поездки стало снятие с должности командующего армией генерал-лейтенанта Н.К. Клыкова, причём Власов 20 апреля заступил его место, оставаясь одновременно заместителем командующего фронтом. Сам Власов не домогался этой должности. Вскоре немцы окружили 2-ю ударную и приступили к её ликвидации. 21 мая Ставка ВГК приказала командующему оперативной группой Волховского фронта генерал-полковнику М.С. Хозину принять меры к прорыву армии из окружения и отводу её за Волхов. За невыполнение приказа Хозин был 6 июня отстранён от командования.

Таким образом, генерал Власов оказался в окружении целиком и полностью по вине вышестоящего командования. Он имел возможность выбраться из окружения на самолёте, но предпочёл разделить судьбу окружённых войск. То, как он повёл себя в плену – уже другая история.