После распада СССР Черноморский флот был поделён между Россией и Украиной. И хотя Киеву досталось всего 18,3 процента кораблей, главным выгодоприобретателем в сделке считается именно он. Вот только грамотно наследством власти Незалежной распорядиться так и не смогли, наглядным примером этого служит история тяжёлого авианесущего крейсера «Варяг».
Как Россия и Украина флот делили
В 1991 году, на закате существования Советского Союза, в состав Черноморского флота входило порядка 800 боевых и вспомогательных кораблей и 28 подлодок. Вплоть до 1997 года их судьба оставалась неопределённой, поскольку ставшие независимыми Россия и Украина никак не могли согласовать параметры раздела. Сперва стороны хотели остановиться на равном распределении судов и совместном пользовании инфраструктурой, однако такие условия не устроили украинскую оппозицию. Под её давлением первый президент незалежной Леонид Кравчук был вынужден отказаться от паритетного принципа, и переговоры пришлось начинать заново.
К консенсусу удалось прийти лишь через пять с лишним лет после распада СССР. Москва и Киев договорились о раздельном базировании военно-морского флота, Россия получила право поднять Андреевский флаг над 81,7 процента кораблей. Впрочем, главным выгодоприобретателем от сделки всё равно стала Украина, поскольку под её юрисдикцию перешли важнейшие объекты инфраструктуры, на которых и основывалось могущество советских ВМС.
В распоряжении Киева оказалось большинство пунктов базирования и аэродромов Крыма, а ещё – Черноморский судостроительный завод в Николаеве. На этом предприятии за полвека «родилось» более 70 подлодок, сотни траулеров, десятки сухогрузов и танкеров. Здесь же были построены все авианесущие крейсеры Советского Союза. К 1997 году в строю, правда, остался всего один такой корабль – проекта 1143.5, во время испытаний именовавшийся «Тбилиси», а сейчас получивший название «Адмирал Кузнецов». Согласно договору о разделе, он вошёл в состав российских военно-морских сил и впоследствии стал флагманом Северного флота.
Вместе с тем, на верфи оставалось ещё одно аналогичное судно – «Варяг». Будучи недостроенным, оно досталось Украине. Готовность авианосца оценивалась в 70 процентов, и в перспективе он мог оказаться ведущим кораблём ВМС Украины. Но судьба распорядилась иначе.
Хлеба и зрелищ
Вскоре после раздела Черноморского флота стало очевидно, что власти незалежной в целом не заинтересованы в поддержании советского наследства в должном состоянии. Если в 1997 году Украина получила 30 советских боевых кораблей и катеров, а также одну подлодку, то через 20 лет она официально располагала всего шестью боевыми кораблями. Более того, за это время было построено всего одно крупное судно – фрегат «Гетман Сагайдачный».
«Четверть века они практически не строили новых кораблей, занимались ремонтом и утилизацией. Поколение опытных кораблестроителей ушло, а кто пришёл им на смену, я не знаю. Флот — это всегда дорогое удовольствие. Не думаю, что Украине сейчас до него», — говорил в комментарии RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
Проблема заключалась и в том, что украинский флот стал заложником сиюминутных интересов политических элит, которые частенько даже не скрывали желания поживиться. Жертвой как раз этих стремлений и стал «Варяг».
Ещё в 1992 году Украина предложила продать авианосец Китаю. После окончательного решения вопроса Черноморского флота, к идее вернулись, и в 1998 году авианосец был отдан за 20 миллионов долларов китайской Chong Lot Travel Agency Ltd. Предполагалось, что из «Варяга» сделают плавучий центр развлечений – аналогичная судьба к тому времени постигла его предшественников по проекту — корабли «Киев» и «Минск». Однако впоследствии правительство КНР приняло решение достроить и модернизировать крейсер.
Воскрешение «Варяга»
С момента продажи и до ввода в эксплуатацию в 2012 году «Варяга» ждала нелёгкая судьба. В течение 16 месяцев он циркулировал по Чёрному морю под буксирами. Несколько дней корабль, полностью неуправляемый, дрейфовал в Эгейском море. Всё так же при помощи буксиров совершил плавание вокруг Африки, а затем почти три года ждал, когда его пристроят на судостроительном заводе в Даляне. Только потом он получил новые двигатели, электронику и системы вооружения, а с ними и жизнь.
Долгое время планы китайского руководства в отношении авианосца были не вполне ясны. Обсуждалось два варианта: ввод корабля в боевой состав ВМФ КНР или использование его в качестве тренировочного судна. Лишь в 2011 году было официально подтверждено, кто «Варяг» войдёт в состав флота, хотя его функция преимущественно будет учебной. В то же время был объявлено, что чертежи судна Пекин использует для строительства собственных авианосцев и проектирования палубной авиации.
Осенью 2012 года «Варяг», получивший новое название – «Ляонин», был принят в состав военно-морского флота Поднебесной, которая стала ещё одной державой, имеющей в арсенале авианосцы. А уже через год китайцы начали строительство «Шаньдуна» — корабля, за основу которого был взят проект 1143.5, с той лишь разницей, что сделан он был полностью в Китае. В эксплуатацию его ввели в 2019-м.
«Ляонин» сегодня несёт службу в составе военно-морских сил КНР. Как и предполагалось, по большей части он участвует в учениях и используется для отработки действий авиационной группы. Но иногда перед ним ставят и более серьёзные задачи. Так, 10 апреля корабль вместе со своим младшим «братом» был направлен в Южно-Китайское море в ответ на манёвры, которые там проводили американские суда: авианосец «Теодор Рузвельт» и десантный корабль «Макин Айленд». Это обстоятельство многие эксперты уже окрестили очередным обострением в регионе, где между несколькими государствами и Китаем продолжаются территориальные споры.
Этим укропитекам лучше иметь резиновые лодки лодки: во-первых, они лёгкие, во-вторых не требуют столько средств на ремонт, а денег на содержание дорогих кораблей и ремонтной базы уже нет.