Что СМИ Гитлера писали о победах СССР в Великую Отечественную

Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс на протяжении Второй мировой войны каждое утро в 11:00 проводил конференции с журналистами крупнейших СМИ – газет, журналов и радиостанций. Немецкая пресса следовала единой линии в освещении событий на Восточном фронте, стремясь всячески преуменьшить значение побед Красной Армии.

Битва за Москву

Геббельсовская пропаганда не баловала читателей военными картами и схемами. Однако ежедневные сводки Вермахта сообщали, в районе каких городов ведутся бои – это позволяло внимательным гражданам следить за колебаниями реальной линии фронта. Нацисты всячески старались победить врага «на бумаге», истолковывая события на Востоке в выгодном для себя ключе.

В ноябре 1941 года, когда группа армий «Центр» «застряла» под Москвой, время победных реляций закончилось. В журнале Das Reich Йозеф Геббельс опубликовал статью, в которой предупредил немцев, что «война – суровое занятие, а не увеселительная прогулка для солдат».

Когда в декабре началось советское контрнаступление, пропагандисты Гитлера постарались свалить все неудачи на происки «генерала Мороза». 8 декабря СМИ передали лаконичную сентенцию командования Вермахта: «теперь операции на Востоке будут зависеть от зимы».

А в конце февраля 1942 года немецкие газеты напечатали «Послание Адольфа Гитлера старым партийным соратникам». Фюрер также объяснил неудачу под Москвой суровыми погодными условиями, и даже попытался выставить поражение немцев «победой».

«Эта зима – страшнее которой не было более ста лет – настигла нас уже в конце ноября 1941 года, – уверял Гитлер. – Снег и морозы временно приостановили единственное в истории победоносное шествие германских войск. Тогда у наших врагов появилась надежда на то, что им удастся уготовить германской армии участь наполеоновского похода. Эта попытка самым жалким образом провалилась...»

Лидер нацистов старался лишний раз не вспоминать о Красной Армии, повторяя, что война ведётся с «международным еврейством». Гитлер объявил о подготовке к «окончательной борьбе с заговорщиками», якобы стремящимися уничтожить арийские народы.

Сталинградская битва

Когда 6-я армия под Сталинградом попала в котёл, немецкое радио сообщило, что солдатам приходится «отражать атаки со всех сторон». А после того, как бойцы фельдмаршала Паулюса сдалась в плен, в Германии был объявлен национальный траур. Все 300 тысяч солдат 6-й армии считались погибшими. В те дни в Рейхе повсюду звучала музыка Вагнера. Пропаганда стремилась мифологизировать произошедшее, обращаясь к историческим и культурным аналогиям. Герман Геринг, чью речь растиражировали немецкие СМИ, сравнил солдат с персонажами германского эпоса «Песнь о Нибелунгах».

«Они тоже стояли в зале, полном огня, полыхавшем от пожара, утоляя жажду собственной кровью. Они стояли до последнего».

Воспевание немецкого «героизма», доходящее до абсурда, позволяло «не замечать» реальный героизма противника. Геббельсовские газеты не применяли по отношению к красноармейцам даже слова «солдат», пытаясь создать впечатление безликой орды с востока. Победы русских объяснялись исключительно их высокой численностью.

Чтобы вдохновить народ на дальнейшую борьбу, 19 апреля 1943 года Йозеф Геббельс выступил с речью по радио. Он рассказал о том, насколько тяжело приходится Гитлеру, на лице которого запечатлелись «следы страданий за судьбу народа и даже всего человечества, которые ему пришлось вынести».

Битва на Курской дуге

К лету 1943 года немецкие журналисты стали всё чаще умалчивать о событиях на Восточном фронте. Факты отступления они прикрывали специально изобретённым термином «эластичный фронт». Военные сводки акцентировали внимание только на успешных для Вермахта боях. Однако в августе 1943 года, когда Германия терпела сокрушительное поражение на Курской дуге, Геббельсу впервые пришлось публично оправдываться за всё происходящее.

«Наши оценки перспектив войны были несколько тенденциозны, так как мы находились под впечатлением великих побед, одержанных до этого», – объяснял рейхсминистр.

Печать снова заговорила о «концентрации немецкого духа», но как отмечается в советской «Истории Великой Отечественной войны» (1961 г) «после Курска трудно уже было восстановить пошатнувшееся доверие немцев к фашистским руководителям».

Снятие блокады Ленинграда

После Великого перелома в Великой Отечественной войне пропагандисты Рейха всё чаще стали «выдавать чёрное за белое». Например, 19 января 1944 года, через день после прорыва русскими кольца блокады Ленинграда, газета «Фолькишер Беобахтер» напечатала статью под названием «Атака южнее Ленинграда провалилась». В ней утверждалось, что все атаки врага якобы были отбиты.

«Сильнейшие удары противник нанёс из района Ленинграда на юго-запад и из Ораниенбаума на юго-восток, – говорилось в публикации. – Ценой больших потерь большевики хотели прорвать наш фронт, простиравшийся между Ленинградом и Ораниенбаумом до Кронштадского залива. В ходе боёв развернулось танковое сражение, в котором 69 из около 100 атакующих советских танков были подбиты.<...> Несмотря на большое количество людей и оружия, Советы снова не смогли добиться успеха».

В следующие дни, когда Советский Союз торжественно отмечал снятие блокады северной столицы, немецкая пресса по этому поводу словно набрала воды в рот. СМИ стали подробнее освещать события на периферийных фронтах Второй мировой войны, отвлекая внимание публики от неминуемой для немцев катастрофы, катящейся с Востока.