06/09/17

Что такое чеченские тукхумы

Про чеченские тейпы, или тайпы, слышали все. Это своеобразные «кланы», объединенные либо родственными связями, либо общими этическими принципами, либо общими целями, или всем этим вместе взятым.

Однако, не все знают, что есть социальные единицы, которые стоят «над» тейповым устройством чеченского общества. Эти сообщества тейпов называются тукхумы.

Оборонительный союз

Тукхумы складывались не по принципу кровного родства, а для решения общих задач и отражения общих военных угроз. Фактически, это такие «мини-нации», поскольку в этих союзах имеют место и культурные, и языковые отличия. При этом, тукхум – довольно динамическая единица по меркам истории. Окончательно нынешние тукхумы Чечни сложились только в XVI-XVII веках. При этом, и тогда и сейчас есть тейпы, которые не входят ни в один из тукхумов. Многие же тейпы сегодня разрослись настолько, что их формально можно обозначить и как тукхумы.

Что интересно, в тукхумах не было и нет принципов единоначалия. Главный управляющий орган такого сообщества – совет старейшин, где у каждого из лидеров тейпа было право равного голоса. Это явление в чеченской этнографии в том числе называется «горной демократией». К тому же должности военачальника в тукхуме, а это, во многом, был именно оборонительный союз, также была выборной и не передавалась по наследству.

Тукхум и тейп

Само слово «тукхум» пришло из тюркского языка и буквально переводится, как «семя». На сегодняшний день известно 9 чеченских тукхумов. Это: Аккий, Мелхий, Нохчмахкахой, Орстхой, Терлой, Чантий, Чебарлой, Шарой и Шатой.

Входит в их состав примерно сто тейпов, при этом до сих пор ведутся споры о некоторых из них, входят и входили ли они в какой-либо тукхум.

Также, нужно отметить, что в силу истории Чечни, тухумы часто возникали как военные объединения, для защиты от внешней агрессии. Но при этом, в них сформировалась и своя уникальная культура, и традиции.

Военное объединение

Наиболее многочисленным из них является тукхум Нохчмахкахой, его представителей ещё называют ичкерийцами. Он сложился из тейпов, населяющих равнинные, предгорные и горные районы Чечни. На эти районы пришлись самые кровопролитные сражения за всю историю этого региона. При этом, как отмечают культурологи, ичкерийцы всегда отличались духом независимости и не имели над собой четкой и организованной власти. Кстати, в этот тукхум входит тейп Беной, к которому в свою очередь, принадлежит нынешний глава Чечни Рамзан Кадыров.

При этом, ичкерийцы на фоне других тукхумов отличаются тем, что, по преданию, члены данного объединения все же имеют родственные связи. По легенде, Нохчмахкахой был основан братьями, и потому все представители этого сообщества в какой-то степени, родственники. У членов тукхума имеются и свои лингвистические особенности. Этнографы отмечают, что ичкерийцы говорят на «плоскостном» диалекте чеченского языка.

Мелхий

Другой известный чеченский тухум- Мелхий. Сами себя они называют «мелхами», что буквально с чеченского и ингушского переводится, как «солнечники». Есть версия, что в доисламские времена члены этого сообщества исповедовали солнцепоклонничество. Есть, однако и еще одна гипотеза, согласно которой мелхи в прошлом были «горными христианами».

Они использовали одноимённый, мелхинский диалект, чеченского языка. Сейчас же говорят на чеченском, ингушском и русском языках. Чисто исторически, мелхи были известными парадоксальным нравом. С одной стороны, в тейпах этого тутхума привёрстывалось куначество (побратимство) и особо чтились законы гостеприимства, с другой – посещение горных районов расселения Мелахия, в XIX веке в России считалось «чистым безумием».

Сегодня представители тутхума Мелхий проживают в различных районах Чечни, Ингушетии, других регионах России, а также в Грузии.

Аккинцы

Равнинные аккинцы – еще один из девяти чеченских тукхумов, который не следует путать с аккинцами горными, которые являются не тукхумом, а тейпом. При этом, основной ареал расселения равнинных аккинцев – это ряд районов современного Дагестана. Впрочем, это никогда не мешало им идентифицировать себя, как чеченцев. По последним данным – это очень немногочисленный тутхум. По переписи населения 2002 года, в нем состояло 218 человек.

Для сравнения, количество членов тутхума Чантий оценивается этнографами в пределах от 50 до 100 тысяч человек. А количество тех же ичкерийев ряд исследователей определяет, как «треть всего населения современной Чечни». Впрочем, нужно отметить, что данные переписи и реальная численность Равнинных аккинцев может очень сильно отличаться.

Орстхой

Каждый из чеченских тутхумов – это, по сути, уникальное сообщество, с яркими отличиями в культуре, языке и некоторых традициях. Но тем не менее, все это части единой чеченской народности. На фоне остальных тутхумов в этом отношении выделяется Орстхой, который настолько обособлен, что ряд этнографов вообще определяло этот тутххум, как отдельную народность. Язык, на котором общались орстхойцы, или, как их еще называют, карабулаки, это орстхойский диалект, который лингвисты относят к промежуточной форме между чеченским и ингушским языками.

Менталитет карабулаков также был весьма своеобразен. Например, этнограф Ахмад Сулейманов определял членов этого «тутхума-этноса», как «одно из самых воинственных племён вайнахского народа». Интересно, кстати, что одной из культурных черт этого сообщества было отдельное отношение к причёскам. Подчеркивая свое высокое положение, мужчины тутхума носили длинные волосы, пленники же, напротив, выбривались на лысо. Женщины тутхума носили высокие прически, которые также подчеркивали их социальный статус. При этом, известно, что орстхойцы были одним из первых вайнахских сообществ, принявших ислам.

Стоит отметить, что сведения об истории и традициях, о происхождении тутхумов крайне противоречивы и далеко не всегда точны. Более того, они до сих пор порождают споры и в среде чеченского народа.