10/12/19

Что заставило генерала Рохлина отказаться от звания Героя России

Как известно, Лев Рохлин погиб в июле 1998 года. Свою смерть генерал нашел не на поле боя, а на собственной даче. Согласно официальной версии, военачальника убила жена. Однако это абсолютно не значит, что Рохлин не проявил себя в военном деле: именно он в свое время руководил штурмом Грозного. За 3 года до гибели генерал мог стать Героем России. Однако Лев Яковлевич от высокого звания отказался.

От Ташкента до Файзабада

Видимо, с выбором профессии Лев Рохлин определился сразу. Потому как, если верить Михаилу Жирохову, автору издания «Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР», в 1970 году он уже окончил Ташкентское общевойсковое командное училище. Тогда Рохлину едва исполнилось 23 года. Выпускника с золотой медалью охотно приняли Академию имени Фрунзе, а после – и в Академию Генштаба. Однако последнее образование Рохлин получил уже в 1990-х годах. А до того ему пришлось послужить в Заполярье, в Ленинградском, Туркестанском и Закавказском округах. В общем, военная карьера Льва Рохлина складывалась вполне обычно, пока его не отправили в Афганистан.

Рохлин проходил службу в Афганистане в качестве командира 860-го отдельного мотострелкового полка в городе Файзабад. Летом 1983 года Лев Яковлевич лишился своей должности за якобы неудачную военную операцию. Тогда он был назначен заместителем командира другого мотострелкового полка. Однако спустя несколько месяцев Рохлина неожиданно восстановили на прежнем месте. Как утверждает Александр Ляховский, автор книги «Трагедия и доблесть Афгана», этот случай был уникальным для командного состава времен Афганской войны.

Штурм Грозного и отказ от звания

После возвращения на родину и окончания упомянутой Академии Генштаба Лев Рохлин служил в Волгоградском гарнизоне. Правда, продолжалось это недолго: уже в декабре 1994 года он возглавил Северную группировку федеральных войск на другой, теперь уже Чеченской войне. Как гласит энциклопедия «Кто есть кто в России» О. Проханова и Е. Алексеевой, Рохлин внес решающий вклад во взятие города Грозного. Он прекрасно осознавал, что может вернуться домой в гробу, поэтому перед штурмом 31 декабря 1994 года Рохлин позвонил жене и попросил ее: «Молитесь за нас!» На этом связь оборвалась.

Рохлину удалось остаться в живых. В январе 1995 года Лев Яковлевич был представлен к одной из наивысших наград – званию Героя Российской Федерации. Но генерал снова всех удивил, заявив, что отказывается называться Героем. Свое поведение Рохлин объяснил просто. «В гражданской войне полководцы не могут снискать славу, – сказал он. – Война в Чечне – не слава России, а ее беда». Эта слова военачальника приведены в частности в книге Александра Волкова «Лев Рохлин. История одного убийства».

Солдат на войне и рыцарь в политике

В первой половине 1995 года Лев Рохлин был уже дома. Через несколько месяцев он стал депутатом Государственной Думы. Однако Рохлина больше запомнили не как политика, а как простого солдата. По крайней мере, так утверждает автор книги «Россия в огне глобализации» Иван Болтовский. На страницах своего издания Болтовский приводит случай, который отлично характеризует Рохлина. Когда Лев Яковлевич служил в одном из отдаленных гарнизонов Туркмении, его маленький сын Игорь заразился опасной инфекцией. Мальчика необходимо было срочно доставить в больницу. Однако Рохлин предпочел отправить на единственной машине в госпиталь солдата с острым аппендицитом. А Игорь остался на всю жизнь инвалидом.

Впрочем, по мнению Петра Хомякова, автора издания «Свои и чужие: драма идей», даже в политике не было человека «более рыцарственного», чем Лев Яковлевич. По словам Хомякова, который некоторое время работал вместе с Рохлиным, когда генералу сообщили о готовящемся на него покушении, он сказал, что не может прятаться. «Тогда я не буду иметь морального права приказывать вам» — заявил Лев Рохлин.