После Великой Отечественной войны улицы советских городов наводнили банды грабителей и убийц, которые как под копирку носили название «Чёрная кошка». Одна из самых жестоких группировок с таким именем, не щадившая ни стариков, ни детей, действовала в Казани.
Страшные находки
В 1945 году в столице Татарии стали регулярно находить трупы с выколотыми глазами. Жертвой изуверов мог стать практически любой горожанин, независимо от пола и возраста. Преступников интересовала нажива, а особенно они любили убивать спящих. Например, в частный дом инкассатора Дмитрия Попандопуло бандиты попали с помощью подкопа. Через подпол трое налётчиков забрались на кухню и вырезали почти всю семью – самого хозяина с женой, его 70-летнюю тёщу и двух дочерей 8 и 6 лет. Выжить удалось только 3-летней девочке, которую били головой об угол печи (ребёнок остался инвалидом).
Несколько раз милиционеры пытались задержать подозрительных мужчин по горячим следам или просто для проверки документов – но эти попытки заканчивались гибелью стражей порядка. Бандиты отстреливались из пистолетов. Поклявшись отомстить за смерть сослуживцев, следователи отдела по борьбе с бандитизмом взялись за допрос свидетелей. Выяснилось, что предполагаемый главарь — личность весьма примечательная. Многое выдавало в молодом мужчине бывшего фронтовика – и отличное владение оружием, и военная форма. Была и особая примета – преступник косил на правый глаз.
Неуловимые бандиты
Пока длились поиски подозреваемых, тома уголовного дела росли. Банда ограбила склад туберкулёзного госпиталя и базу «Военторга». Ещё одной жертвой стала кассир завода «Пламя» Мария Иванычева, которую налётчики подкараулили у Госбанка. Из портфеля застреленной женщины они похитили 20 тысяч рублей..
В 1948 году милиция устроила засаду в квартире, куда должны были явиться преступники.
«Осветив фонарем комнату, главарь заметил одетого в синюю милицейскую форму оперуполномоченного УГРО Алексея Машина и услышал звук взводимого им курка револьвера. «Пахан» успел предупредить подельников: «Здесь гады!» Раздались выстрелы, ранения получили и те, и другие, но грабителям удалось уйти от погони», — рассказывается в статье кандидата юридических наук Максима Беляева.
Случившееся не заставило бандитов «залечь на дно». Более того, они настолько обнаглели, что стали стучаться в двери казанцев, надевая милицейскую форму. В доме семьи Кашафутдиновых мнимые «правоохранители» прикончили трёх человек, причём одну из жертв – молодую девушку – главарь лично изнасиловал, а затем забил молотком.
Арест
Кропотливая работа оперативников принесла плоды только в 1949 году. Выяснилось, что на ограбленном заводе «Знамя» работал ранее судимый Пётр Петелин. Установленное за ним наблюдение позволило выйти на двух его близких друзей. Василий Кормаков, страдавший косоглазием и трудившийся охранником на гармонной фабрике, идеально походил на описанного лидера шайки. С ним постоянно общался несовершеннолетний Алексей Бабаев. Молодые люди носили клички «Петух», «Корма» и «Блюм». На допросах главарь не стал запираться и признался во всех злодеяниях. Выяснилось, что Кормаков занимался воровством с 11 лет и имел обширные знакомства в преступном мире. Подручными активной тройки были почти 2 десятка человек, в т.ч. их близкие родственники. Всего жертвами «Чёрной кошки» стали 22 жителя Казани, включая 3 милиционеров и одного солдата Красной Армии. Кормакова, Петелина и Бабаева по приговору суда расстреляли в 1951 году. Другие бандиты получили от 15 до 25 лет лагерей.