10/05/25
ФОТО: Марина Круглякова/ТАСС

«Чёрный дельфин»: какие условия содержания у самых опасных преступников

На границе с Казахстаном, в российском городе Соль-Илецк, находится самая крупная и самая строгая колония для приговорённых к пожизненному заключению. ИК №6 носит красивое неофициальное название «Чёрный дельфин» – в честь статуи, расположенной у входа, и сделанной руками заключённых. В колонии отбывают наказание около 700 маньяков, террористов и прочих преступников, на счету которых в общей сложности более 3500 человеческих жизней. Живы они только благодаря введëнному в 1996 году мораторию на смертную казнь. Условия нахождения же в ИК №6 – отдельное испытание, которое имеет только один вариант завершения.

«Колониальная» история

Крепость для каторжан, которые в шахтах добывали соль, возвели ещё в 1756 году по указу Елизаветы Петровны. В 1824 году комплекс зданий разрушили и воздвигли острог для содержания арестантов. Вплоть до Октябрьской революции он служил пересыльной тюрьмой, в военные годы – концентрационным лагерем, а позже получил статус Соль-Илецкой тюрьмы УНКВД для содержания подследственных.
В 1956 году учреждение преобразовали в исправительную колонию особого режима для заключённых с открытой формой туберкулёза. Свой нынешний статус исправительной колонии для содержания осуждённых, приговорённых к пожизненному заключению, тюрьма получила в начале XXI века.
Сегодня «Чёрный дельфин» – это крупнейшее в России специализированное пенитенциарное учреждение, соответствующее всем международным нормам и стандартам, в котором поддерживаются исключительная дисциплина и порядок.

Правила жизни

Заключённые проводят каждый день по строгому распорядку. Подъëм – в 6 часов утра вне зависимости от праздников и выходных. Далее несколько минут отводится на заправку постели, умывание и утреннюю проверку. Прилечь или даже присесть на свои кровати сидельцы получают возможность лишь через 16 часов. В камере есть единственный табурет, который они и используют, но по очереди. Также зэки не могут шуметь, громко разговаривать, петь песни, курить. Из развлечений – полчаса прослушивания радио, а просмотр телевизора – только за хорошее поведение и после первых 10 лет заключения.
Площадь камер – от 5 до 10 квадратных метров. Как правило, в них отбывают сроки по 2-4 человека, подобранных по психотипу. Есть и одиночные камеры, в которых содержат маньяков и каннибалов. Особо опасные сидят в «стаканах» – клетке внутри камеры.
В колонии нет столовой (еду – суп и хлеб – подают через маленькое окошко), каждое движение фиксируют видеокамеры и никогда не выключается свет.

На прогулку или работу

Стены камер сидельцы покидают нечасто. Если это случается, то преступник обязан следовать строгому алгоритму: при выходе нужно наклониться вперёд на 90 градусов, поднять руки сзади и растопырить пальцы. Все передвижения осуществляются исключительно в наручниках.
Арестанты выходят либо на ежедневную полуторачасовую прогулку, либо на работу. Гуляют зэки в специальном закрытом боксе на крыше тюремного блока, а до рабочего цеха (швейного или обувного) их доставляют под конвоем из трёх человек и служебной собаки, да ещё и с повязкой на глазах – чтобы исключить возможность ориентироваться на местности.
Такие беспрецедентные меры безопасности обусловлены прошлым сидельцам. Каждому из них терять уже нечего, а поэтому любое послабление может дорого обойтись сотрудникам колонии.