23/01/22

«Чёрный список»: почему в Голливуде избавлялись от коммунистов

Как ни парадоксально, но Голливуд с начала своего существования и до наших дней является довольно левым. Конечно, сейчас там скорее «розовые», чем «красные», но так было далеко не всегда. В Голливуде в 30-40-е годы работали тысячи коммунистов.

Мы из Советского Союза!

В 1930-м году в Лос-Анджелес прибыла серьёзная кинематографическая делегация из СССР, во главе с Сергеем Эйзенштейном. Был в её составе и кинорежиссёр Александров – автор советских кинокомедий, вошедших в золотой фонд кино. Комедии были сняты по голливудским лекалам, разве что содержание было иным.

Делегация прибыла не просто так: в СССР шла индустриализация и коллективизация и даже в кинематографе было нужно переходить от индивидуального творчества к поточному производству. А где еще кроме Голливуда можно было найти самые передовые технологии кино?

Делегация приехала по приглашению студии «Парамаунт», где Эйзенштейн должен был снимать фильм по собственному сценарию про калифорнийскую золотую лихорадку. Но руководство студии чего-то испугалось и к съёмкам так и не приступили. Делегация, обогащённая новыми знаниями о кинопроизводстве, вернулась в СССР.

Борьба за место под Солнцем

В тридцатые в Голливуде выходит много остросоциальных картин, включая «Гроздья гнева». Левым творцам покровительствует Элеонора Рузвельт, жена президента США. В Великую отечественную войну выпускаются фильмы, полные симпатии к СССР. Всё меняется с приходом в Белый дом Гарри Трумэна.

Обычно преследования коммунистов в США связывают с сенатором Маккарти, но он занимался зачисткой госаппарата, совершенно не интересуясь Голливудом. Здесь была создана собственная комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, в которую вошли актёры, продюсеры, критики и журналисты. Одним из руководителей комиссии был Рональд Рейган, впоследствии – президент США.

Комиссия яростно преследовала тех, кого считала коммунистами. Фактически, под прикрытием патриотической риторики шло выдавливание из профессии более успешных коллег.

Саркастически это изображено в фильме братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!» (2016), где персонаж Ченинга Татума, снимавшийся в музыкальных фильмах с явной гомоэротической окраской, был вынужден бежать из страны из-за подозрений в причастности к коммунистам. Татум посреди ночного океана переходит из шлюпки на борт всплывшей субмарины, с недвусмысленной красной звездой на рубке.

Но в реальности всё было менее весело – людей выкидывали из профессии, оставляя без средств к существованию. Можно было сохранить позиции, покаявшись и назвав имена тайных коммунистов. Так, например, поступил режиссёр Дмитрик, дав показания на 26 кинематографистов, включая себя, ему позволили вернуться в киноиндустрию, но коллеги подвергли его остракизму. С осуждением коммунистической деятельности в Голливуде выступил Уолт Дисней. Президент Американской ассоциации кинокомпаний, Эрик Джонстон, заявил, что ни один коммунист не получит работы: «Они являются деструктивной силой, и я не хочу их видеть вокруг себя».

Разбирательства шли на самом высоком уровне – в Вашингтоне, где с 1947 года проходили слушания. В 1948 году появился «чёрный список», в который вошла так называемая «голливудская десятка» — сценаристы и режиссёры, отказавшиеся давать показания. Их ещё и осудили на год лишения свободы за отказ давать показания. В последующие годы «чёрный список» только расширялся, а, например, Чарли Чаплин был вынужден уехать из страны. Десятки кинодеятелей переехали в Мексику и Канаду, чтобы иметь возможность заработать на кусок хлеба.

Одним из «голливудской десятки» был сценарист Далтон Трамбо, востребованный профессионал. Получив запрет на профессию, он создал нелегальную сеть сценаристов, пишущих под псевдонимами для второсортных студий. Их владельцы были довольны – они получили за копейки возможность использовать высокопрофессиональных сценаристов, что приносило немалые барыши. Ведь Сэм Голдвин не зря считал, что для хорошего фильма нужны три вещи: сценарий, сценарий и сценарий.

Историк Михаил Трофименков, занимающийся темой «красного Голливуда», утверждает, что именно среди сценаристов было наибольшее количество коммунистов и левых: Голливуд в тридцатые – сороковые рос, были нужны кадры и их рекрутировали с Бродвея, где были сильны прокоммунистические взгляды.

Интересно, что в своём преследовании коммунистов комиссия по расследованию антиамериканской деятельности не делала различий между троцкистами и сталинистами, наказывая и тех, и других. Стоит отметить, что подозрения комиссии не были беспочвенны. В частности, на курсах молодых актёров учили подходить к роли с классовых позиций, и многие кинодеятели действительно были членами Компартии США, финансировавшейся Советским Союзом. Перебежчики КГБ утверждали, что из миллионов, направляемых СССР на поддержку Коммунистической партии США только 10% шло на шпионаж и диверсии, остальное – на создание просоветского и просоциалистического контента.

Если вернуться к Трамбо, он смог открыто писать сценарии только в шестидесятые годы, в частности – «Спартак», по которому снял кино Стэнли Кубрик. Сценарий «Римские каникулы», принадлежавший Трамбо, получил «Оскар», но статуэтку вручили совсем иному человеку, фигурировавшему в титрах как сценарист.

Фактически, преследования коммунистов в Голливуде прекратились в 60-е годы, с ростом гражданской активности самых разных слоёв американского общества – было уже просто не до киношников.