Владимир Лукин выявил факт завышения тарифов на услуги ЖКХ в Иваново

Пробелы в законодательстве, позволяющие безнаказанно завышать стоимость жилищно-коммунальных услуг, существуют уже несколько десятков лет. Несмотря на то, что в последние годы в закон внесены поправки, необходимые для предотвращения нарушений, подобные ситуации – все еще не редкость. Так, советник губернатора Ивановской области Владимир Валерьевич Лукин, ответственный за сферу ЖКХ, рассказал о завышении тарифов на теплоснабжение в одном из областных поселков.

Незаконное повышение расценок

Жители села Талицы, расположенного в 100 километрах от города Иваново, в течение пяти лет переплачивали за услуги отопления. Представители управления безопасности в короткие сроки определили «виновника». Им оказался руководитель местного коммерческого предприятия, которое оказывало услуги аренды оборудования для обеспечения объектов тепловой энергией. Директор организации самолично утвердил программу по улучшению систем теплоснабжения в поселке Талицы и возложил ответственность за сбор средств на реализацию проекта на собственников жилья. Он предложил построить и оборудовать новые газовые котельные. На самом деле эти системы были созданы в 2017 году и бесперебойно работают до сих пор.

Начиная с 2014 года, мошенник включал в тарифы на ЖКХ стоимость мероприятий по «модернизации» инженерных коммуникаций, которые по факту не проводились. Материальный ущерб, нанесенный коммерческим и бюджетным предприятиям за это время, превысил миллион рублей.

Сейчас нарушитель задержан и находится под домашним арестом. В результате проверки его квартиры и офиса сотрудники полиции обнаружили ряд документов, непосредственно имеющих отношение к делу и подтверждающих факт преступления. Директору коммерческой организации грозит серьезное наказание – до 10 лет лишения свободы.

Владимир Валерьевич Лукин сообщил что подобный случай в Иваново – не единичный. В начале 2019 года жители некоторых многоквартирных домов пожаловались, что расценки на вывоз мусора возросли почти в три раза, несмотря на то, что отходы утилизируются с той же периодичностью, что и раньше. Однако эту проблему удалось выявить и устранить гораздо быстрее. По словам представителя аппарата губернатора, недопонимание возникло из-за безответственности как регионального оператора, так и управляющей компании. Организации не сумели вовремя заключить договор на обслуживание. Очевидно, что добиться положительного результата поможет только слаженное взаимодействие и четкое распределение обязанностей. Важно, чтобы компании в равной мере несли ответственность за свои действия, не перекладывая друг на друга вину за безответственный подход к работе.

Советник губернатора также пояснил, как действовать в случае выявления незаконного или необоснованного завышения тарифов на услуги ЖКХ.

Рекомендации собственникам жилья

Ситуации, когда управляющая организация повышает расценки на обслуживание жилых домов без согласования с собственниками квартир – не редкое явление. Такой подход в корне противоречит действующему законодательству. Согласно Жилищному кодексу, тарифы устанавливаются на общем собрании жильцов многоквартирного здания. Цены для объектов, принадлежащих муниципалитету, определяют местные административные органы. Таким образом, повышение стоимости контролируют собственники, учитывая фактические затраты своей обслуживающей организации.

В конце года ответственные сотрудники управляющей компании обязаны предоставлять жильцам смету, в которую входят следующие расходы:

  • Ремонт и содержание общедомового имущества.
  • Оказание услуг.
  • Изменение тарифов на предстоящий год (с подробным обоснованием).

Хотя многие УК считают такие отчеты коммерческой тайной, Владимир Лукин напоминает, что подобные заявления расходятся с законом. Отказ от предоставления сметной документации – веская причина считать повышение тарифов на обслуживание неправомерным и серьезный повод обратиться в вышестоящие инстанции. Согласно кодексу об административных правонарушениях, непредоставление сведений о себе и своей деятельности грозит организации серьезными денежными штрафами – до 500 тысяч рублей.

Единственным основанием для самостоятельного увеличения тарифов на обслуживание может стать только несостоявшееся общедомовое собрание. Представители УК вправе принять такое решение, если организовать встречу жильцов не удалось, собственники не сумели прийти к единому мнению. В подобных ситуациях утверждением расценок занимается городская администрация. Чтобы управляющая компания не могла воспользоваться этим правом без ведома жильцов, Владимир Валерьевич Лукин советует жителям Иваново:

  1. Проводить собрания не позднее сроков, установленных УК.
  2. После каждой встречи составлять акт о проведении мероприятия.
  3. Заверять все документы подписями собственников.

Если все меры предосторожности соблюдены, признать действия управляющей организации противозаконными не составит труда. Оптимальным решением станет обращение к компетентному юристу по жилищному праву от лица всех жителей многоквартирного дома. Основанием для претензий станут акты о проведенных собраниях.

Еще один распространенный вопрос, который волнует владельцев квартир в Иваново и области – как подтвердить факт некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг или их отсутствия. Длительное отключение водоснабжения, прерывание подачи тепловой энергии и другие неполадки должны подтверждаться соответствующим актом. Оптимальным решением станет обращение в диспетчерскую службу своего района, которая отправит сотрудника для выявления факта нарушений. Владимир Лукин напоминает, что далеко не все документы считаются основанием для подачи заявления. Например, представители прокуратуры или суда не примут акты, составленные и подписанные собственниками квартир, коллективные жалобы, показания «пострадавшего» в свободной форме.