Язык цветов существует уже более столетия и имеет свои особенности в каждой национальной культуре. Некоторые из этих особенностей могут быть непонятными для иностранцев. Например, русский обычай делать траурные букеты из четного количества цветов вызывает удивление у иностранцев. Красная гвоздика в России считается цветком траура, в то время как в Европе она символизирует страстную любовь согласно книге "Тайный язык любовной переписки" Мэри Уортли Монтегю, опубликованной в 1763 году.
В православной русской традиции не было обычая приносить цветы и венки на могилы. Букеты траурных цветов являются отголосками языческих жертвоприношений, которые сохранились в западной культуре. Представления о том, какие цветы подходят для траурных церемоний, пришли к нам из Европы. В 1889 году Святейший Синод даже запретил использование венков на похоронах в попытке бороться с этими языческими пережитками.
Однако, церковь не против использования живых цветов, посаженных на могиле. В нашей светской жизни церковные предписания уступили место обычаям, и цветы на кладбищах стали частью нашей повседневной жизни. При составлении траурного букета важно помнить, что количество цветов должно быть четным. Вероятно, это связано с тем, что четные числа символизируют завершенность и окончание, в данном случае - окончание жизни.
В название этого цветка слышится «гвоздь». Это не случайность. В немецком языке, например, название этого цветка так же созвучно слову «гвоздь» (Nelken (гвоздика) – Nagel). Дело в том, что европейцам казалось, что аромат гвоздики схож с ароматом известной пряности, носящей то же название. А засушенные плоды гвоздичного дерева действительно напоминают маленькие гвоздики. Отсюда и путаница, перешедшая и в русский язык.
Гвоздь в средневековом восприятии – орудие казни Христа, а алый – цвет крови. Таким образом, алая гвоздика издавна считалась символом Страстей Христовых. На полотнах Возрождения можно видеть изображения Мадонны с Младенцем, играющим цветком гвоздики («Мадонны» Леонардо, Ханса Шпрингинклее и др.). Поэтому храмы на Пасху украшались гвоздиками. В конце XIX века, когда в моду вошли рабочие маевки, гвоздика стала символом рабочего движения. Причина этого тоже основана на переносе смыслов: 1 мая в большинстве европейских стран с древних времен отмечается праздник весны, и все рабочие обязательно получали выходной, который применяли с пользой – проводя революционные собрания. А поскольку 1 мая празднуется обычно рядом с Пасхой, активисты рабочего движения, отправляясь на тайное собрание, использовали гвоздику как некий пароль. Кроме того, красный цвет стал ассоциироваться с кровью, пролитой за рабочее дело.
Когда марксистские кружки распространились в России, цветок гвоздики приобрел и у нас значение символа революции.
После октября 1917 года именно с цветами гвоздики стали хоронить первых "мучеников" за идею. И если в Европе об этом значении гвоздики к настоящему времени почти забыли, то у нас она и по сей день используется в траурных венках и букетах как символ сурового мужества.
Помимо гвоздики для составления погребальных букетов активно служат и другие цветы.
Каллы. В Европе этот цветок прочно ассоциируется со смертью, перекочевало это значение и к нам. Возможно, связано это с тем, что белый цвет в Средние века был цветом траура французских королев. Изысканная аристократичность цветка каллы, вероятно, навевала определенные ассоциации придворным.
Белые хризантемы. В Японии этот цветок, который «держится» в садах едва ли не до первого снега, ассоциируется с мужеством принятия неизбежной смерти. В Европе это значение тоже сохранилось. Во многих странах хризантема – символ глубокой печали. Из хризантем принято делать погребальные венки и букеты во Франции, в Италии, в Англии.
Мак. Этот цветок в древней Греции был посвящен богам сна (Морфею) и смерти (Танатосу). Истоки этого понятны – отвар мака нес забвение, покой, а иногда и смерть. Считалось, что алые маки вырастают на полях сражений. Поэтому греки украшали венками из маков могилы, а так же скульптуры божеств, связанных с заупокойным культом.
Гиацинты и анемоны. Значение этих цветов, как траурных символов, происходит также из древней Греции. Анемоны, согласно мифологии эллинов, покрывали поля загробного царства Аида. Гиацинтом звали прекрасного юношу, любимца бога Аполлона. Как-то во время состязаний по метанию диска Аполлон случайно убил Гиацинта. Там, где пролилась кровь юноши, выросли прекрасные цветы.
Вечнозеленые растения. Издавна для создания траурных венков используются ветви вечнозеленых растений – сосны, ели и кипариса. Они напоминают о том, что душа бессмертна.
Независимо от того, какие цветы будут избраны для траурного букета – те, что считаются символом смерти или иные – нужно помнить о цветовой гамме. Символика цвета не менее важна, чем язык цветов. Самое главное, не делать чрезмерно пестрых букетов и не превращать похороны в «цветочный фестиваль».