В 1994 году все подсудимые по делу ГКЧП были освобождены от наказания в связи с амнистией. Однако Валентин Варенников от амнистии отказался, в связи с чем и предстал перед судом. Генерал сам активно участвовал в процессе, но заручился и поддержкой адвоката. Неожиданно для всех на сторону Варенникова встал даже обвинитель.
Отказ от амнистии
Как известно, августовский путч 1991 года провалился, а его организаторы, члены так называемого ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) были арестованы. В 1993 году, когда все подсудимые уже находились на свободе под подпиской о невыезде, началось судебное разбирательство. Впрочем, уже в феврале следующего года оно внезапно завершилось в связи с принятым Государственной Думой постановлением об амнистии.
Однако на амнистию согласились не все. Генерал армии Валентин Варенников, который не входил в состав ГКЧП, но предложил комитету свою поддержку, стал единственным обвиняемым по данному делу, отказавшимся от амнистии, так как считал себя невиновным. Именно поэтому военачальник, задержанный по статье 64 Уголовного кодекса РСФСР от 1960 года (измена Родине), в одиночестве предстал перед Военной коллегией Верховного Суда уже Российской Федерации.
Выступление обвинителя
Как вспоминал сам Валентин Варенников в своих мемуарах «Дело ГКЧП», в день прений сторон первым выступил государственный обвинитель Аркадий Данилов, который накануне уезжал за город для того, чтобы ему никто не мешал готовить речь. И это неудивительно: выступление Данилова 9 июля 1994 года произвело ошеломляющее впечатление. И Варенников, и историки в один голос утверждают, что Данилову явно было не занимать выдержки и мужества.
Дело в том, что обвинитель попросил суд оправдать Варенникова. Данилов ссылался на отсутствие в действиях генерала состава преступления. Правовед Анатолий Наумов утверждает, что во время этого судебного процесса выяснилось, что связь у Михаила Горбачева, якобы находившегося в заточении на Форосе, все-таки была, а, значит, ни о каком насильственном свержении власти не могло быть и речи. Мало того, Горбачев имел возможность прилететь в Москву вместе с делегацией ГКЧП.
Приговор и его обжалование
Данные факты, включая рукопожатие, которым закончилась встреча Михаила Горбачева с заговорщиками, а также напутственные слова президента: «Черт с вами, делайте, что хотите, но доложите мое мнение», опровергали официальное обвинение Валентина Варенникова и членов ГКЧП в измене Родине. Кстати, выяснилось все это в том числе благодаря тому, что Горбачева также вызывали на судебные заседания. Примечательно, что вопросы ему задавал сам Валентин Варенников.
В конце концов 11 августа 1994 года Варенникову был вынесен приговор. Военачальника полностью оправдали. Военная коллегия согласилась с позицией самого обвиняемого, его адвоката и обвинителя и действительно не нашла в действиях Варенникова состава преступления. Стоит отметить, что, как указано в учебнике «Уголовное право России» (2010 год), Генеральная прокуратура позже попыталась опротестовать решение Военной коллегии, но Президиум Верховного Суда оставил его без изменений.