25/06/21

«Дело глухонемых»: почему НКВД обвинил ленинградских инвалидов в терроризме

Одной из нелепых страниц истории суровых годов политических репрессий исследователи считают дело общества глухонемых. Правоохранители предъявили ленинградским инвалидам обвинение в создании фашистской организации. Всё дело в том, что желание заработать на жизнь вынуждало людей с ограниченными возможностями торговать на вокзалах, продавая пассажирам электропоездов самодельные художественные открытки.

Фото фюрера

В результате обыска у одного из причастных к торговле обнаружили несколько фото немецкого фюрера, обвинив инвалида в распространении «контрреволюционных материалов». К глухонемому эти карточки попали совершенно случайно. Его соседом по дому был немецкий коммунист, эмигрант Альберт Блюм, тоже инвалид. Покидая родину, политэмигрант привез в Союз несколько упаковок сигарет, куда производители с целью пропаганды вкладывали в те годы фотоснимки лидера нацистской Германии. Сосед немца, вероятнее всего, стал жертвой политической неосведомлённости. Вероятно, он хотел просто продать снимки импозантного мужчины. Однако фото, обнаруженные во время обыска, якобы явились «доказательством» причастности Альберта Блюма к организации контрреволюционной фашистской организации, вовлечении в неё людей с ограниченными возможностями здоровья. Его обвинили в привлечении глухонемых к шпионажу на объектах оборонной промышленности. И даже заподозрили в подготовке терактов на площади Смольного и на Красной площади. На фоне активизации шпиономании были отправлены под арест десятки ленинградских глухонемых.

Обвинение

Протоколы, которые появлялись в результате допросов, проходивших с участием сурдопереводчиков, содержали совершенно неправдоподобные показания. Количество портретов Гитлера, к примеру, в итоговом документе возросло до 1 400 штук. А фотографа-ретушера Израиля Ниссенбаума, используя методы физического воздействия, заставили «признаться», что он планировал убийство Сталина.

В результате этого «расследования» 34 человека были казнены. Еще 19 осужденных отправились в лагеря: в Караганду, в Мордовию. Напоминанием о репрессированных инвалидах стал установленный в 2008 году на Левашовском мемориальном кладбище кенотаф. На памятнике высечены крупные ладони с растопыренными пальцами — жест, означающий у глухонемых просьбу о помощи.