Праздник 4 ноября (22 октября по старому стилю) отмечается в честь события, произошедшего в 1612 году, когда народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. Разберемся, что же происходило тогда на самом деле.
Смута
После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича, третьего сына Ивана Грозного, фактическим правителем государства стал Борис Годунов (шурин покойного царя), хотя он и не имел на это законного основания. Загадочная гибель в 1591 году незаконнорожденного сына Ивана Грозного и Марии Нагой царевича Димитрия, претендента на престол, лишь усилила разговоры о нелегитимности Годунова. Пользуясь шаткостью власти царя Бориса, один за другим стали появляться самозванцы, претендовавшие на Московский трон. После смерти Бориса Годунова в 1605 году место правителя занял его сын Федор, умный и образованный юноша, который не смог удержать под контролем ситуацию в стране.
В державе все больше нарастали раскол и брожение умов. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. В городах усилились мздоимство, грабежи, разбой, пьянство и тотальное беззаконие. Государство стремительно входило в затяжной период Смуты, который многие современные историки окрестили первой в России гражданской войной. Ведь кроме борьбы с интервентами — Речью Посполитой и Швецией — правительственные войска вынуждены были подавлять народные бунты, и, в частности, крупнейший из них – восстание Ивана Болотникова в 1606-1607 годах, вызванное неурожаями и феодальным гнетом.
В 1609 году в Московское государство, которое к тому времени возглавлял Василий Шуйский, вторгся польский король Сигизмунд III с намерением посадить на российский престол своего старшего сына королевича Владислава. В короткие сроки под контролем его армии оказалась почти вся западная часть страны. Пали главные пограничные твердыни – города-крепости Смоленск и Новгород. Часть московских бояр во главе с князем Федором Мстиславским – в историю они вошли под названием «семибоярщины» — признала власть поляков.
С осени 1610 года в Москве уже вовсю хозяйничал 8-тысячный гарнизон Речи Посполитой под командованием польского гетмана и коронного канцлера Станислава Жолкевского. При помощи «семибоярщины» они заняли не только Китай-город, но и Кремль. С этого времени образ поляка-католика стал символом едва ли не главного врага православной Руси. Однако не совсем правильно (как это часто делается) называть войска, оккупировавшие Москву в 1610 году, польскими.
Этнические поляки, скорее всего, не составляли в московском гарнизоне Речи Посполитой большинства. Среди интервентов было много литовцев, украинцев, белорусов и даже «русских», живших на территории современной Белоруссии, входили туда и смоляне, которые считали себя отдельным народом. Кроме того, в войске Жолкевского было немало наемников из Западной Европы – англичан, шотландцев, немцев, французов, венгров.
Ополчение
Захват Москвы интервентами вызвал мощную патриотическую волну. Патриарх Московский и всея Руси Гермоген призвал русский народ сплотиться и изгнать захватчиков из святая святых – Московского Кремля. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх в своем воззвании к православным. Первое ополчение «земских людей» возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Едва русские войска осадили Кремль, как в их лагерь попала подложная грамота, обвинявшая Ляпунова в измене. В результате бунта 22 июля 1611 года воевода был убит – ополчение распалось.
В дальнейшем центром освободительной борьбы с иноземными захватчиками стал Нижний Новгород, где начал формироваться состав нового правительства страны — «Совета всея земли». Его лидером стал земский староста Кузьма Минин, который в октябре 1611 года из числа «молодчих торговых людей» начал собирать новое ополчение. А на пост главного воеводы Минин рекомендовал князя Дмитрия Пожарского, который в это время восстанавливался после ранения, полученного в ходе сражений под Москвой в составе первого ополчения.
В историографии принято говорить о том, что Минин командовал ополчением наряду с Пожарским. Это не совсем так. На Минина большей частью была возложена роль идейного вдохновителя, а также формирование ополчения и сбор денежных средств. Полководцем же являлся Пожарский. По данным историков, именно Пожарский настоял на том, чтобы Минин занимался организационными вопросами, связанными с деятельностью земской рати. Тем не менее Минин наравне с другими ратниками был активным участником сражений.
В конце августа 1612 года нижегородское ополчение подошло к Москве. Казаки князя Дмитрия Трубецкого отказались становиться единым лагерем и расположились близ Крымского моста, где было много заброшенных строений. Основная часть войска заняла позицию между Арбатскими и Чертольскими воротами, где обустроила позиции для штурма гарнизона интервентов.
Согласно официальной точке зрения, Китай-город был взят 4 ноября (22 октября по старому стилю). Однако в действительности это произошло 1 ноября. Дело в том, что 13-дневная разница между григорианским (по которому мы живем сегодня) и юлианским календарями появилась только в XX столетии. В начале XVII века этот межкалендарный интервал был равен 10 дням. Кроме того, Китай-город, вопреки традиционной историографии, штурмовали не войска Минина и Пожарского, а отряды Трубецкого.
Незамеченное событие
После захвата Китай-города гарнизон Речи Посполитой был вынужден укрыться за стенами Кремля. Там же во время осады находился и 15-летний Михаил Романов – будущий царь Михаил Федорович – со своею матерью Марфой Ивановной. Несмотря на то, что интервенты оказались в западне, реальных сил, чтобы сломить их сопротивление и взять Кремль у ополченцев не было, в частности, у них отсутствовала мощная артиллерия и стенобитные орудия. Более того, захватчики со дня на день ожидали подкрепления в лице войска королевича Владислава.
Зная о том, что гарнизон терпит страшный голод (ранее русские войска успешно атаковали отряды гетмана Ходкевича, который вез в Кремль обоз с продовольствием), Пожарский предложил ему сдаться. «Полковникам – Стравинскому и Будиле, ротмистрам, всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые сидят в крепости, князь Димитрий Пожарский челом бьет. Ведомо нам, что вы, сидя в осаде, терпите страшный голод и великую нужду, что вы со дня на день ожидаете своей погибели…Ваши головы и жизнь будут сохранены вам».
Интервенты капитулировали лишь 5 ноября. Причем, судя по летописным источникам, никаких боев в период с 1 по 5 ноября не происходило. Именно поэтому для некоторых историков остается загадкой, почему датой изгнания войска Речи Посполитой из Москвы является 4 ноября. Любопытно, что в «Новом летописце», который является важным источником по Смутному времени, взятию Китай-города уделено всего одна строка. Для сравнения, описание боя с Ходкевичем занимает 71 строку, а капитуляция польско-литовского гарнизона и вступление ополчения в Кремль – 17 строк.
На следующий день 6 ноября началась официальная процедура капитуляции королевского гарнизона. Несмотря на то, что Пожарский пообещал не трогать интервентов, казаки Трубецкого все же напали на полк Николая Струся, польского коменданта Кремля. Среди нападавших в основном были беглые крестьяне и холопы, проживавшие на землях Речи Посполитой, которые в свое время подвергались гонениям со стороны поляков. В тот же день народное ополчение торжественно вступило в Кремль.
Однако с изгнанием интервентов из Москвы эпоха Смутного времени не закончилась. Она, согласно современным представлениям, длилась еще минимум 6 лет, в течение которых продолжались гражданское противостояние и войны с внешними врагами. Официально Смута завершилась лишь в 1618 году после подписания Россией мирных соглашений со Швецией и Речью Посполитой.
Учреждение праздника
Информацию об истоках современного праздника 4 ноября можно найти в церковных справочниках, где сказано, что в день 22 октября учреждено «празднование Казанской иконе Божией Матери в благодарение за Её чудесное вспомоществование в освобождении града Москвы». В наше время Русская Православная Церковь отмечает этот день 4 ноября.
Официально день памяти об избавлении Москвы от поляков утвердил Михаил Федорович Романов в 1613 году. В 1649 году его сын Алексей Михайлович объявил годовщину освобождения Москвы от интервентов церковно-государственным праздником.
В советское время день 4 ноября никак не отмечался. Праздничным днем считались 7 и 8 ноября как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году указом Бориса Ельцина 7 ноября превратилось в «День согласия и примирения». Лишь в сентябре 2004 года снова вернулись к празднованию 4 ноября. Он стал «Днем народного единства» в рамках учреждения «Дней воинской славы России» (С 2005 года – праздничный выходной день).