18/10/22

День непримиримости: главный праздник русских эмигрантов

В Советском Союзе праздник Октябрьской революции был всенародным торжеством. Сходить на демонстрацию и посидеть за накрытым столом в этот день любили даже те, кто в идеалы Октября не особенно верил. В противовес советской традиции русские эмигранты за рубежом отмечали в ноябре собственный, не менее политизированный праздник – День непримиримости.

Зарождение праздника

В русском языке слово «непримиримость» претерпело эволюцию смысловых оттенков. В начале XIX века под этим словом понимали в первую очередь ожесточённость и неспособность к компромиссам. Непримиримость, как человеческое качество, стояла в одном ряду с коварством и гордостью.
«Враждование или непримиримость есть величайшее из всех зол, какое только человеку может приключиться», – писал в 1820 году протоиерей Николай Другов в книге «Христианин, поучающийся истине и добродетели, из созерцания царства натуры и благодати».

Однако позднее, в связи с политической поляризацией общества, отношение к «непримиримости» изменилось. Это слово сделалось синонимом «стойкости», «принципиальности» в защите правого дела. Для советского лексикона, например, характерны такие сочетания, как «классовая непримиримость», «партийная непримиримость». Среди русских эмигрантов, напротив, утвердилось понятие  «непримиримость к большевизму». По свидетельству писательницы Зинаиды Гиппиус (1925 год), вокруг самого слова «непримиримость» разгоралось множество споров. Гиппиус разграничивала «лубочную», «чувственную» и «умную» непримиримость, хотя и призывала не делать из этого понятия «идола». Неудивительно, что праздник, объединивший все слои эмиграции, был назван именно Днём непримиримости.

Основателем праздника считают первоиерарха РПЦЗ митрополита Антония Храповицкого. В 1927 году, когда в СССР шли торжества в честь 10-летия Октябрьской революции, митрополит в своём Окружном Послании упомянул «тяжкую годовщину нашей печали». Само название Дня непримиримости не прозвучало, но, как утверждает публицист-эмигрант Ростислав Полчанинов, в тот год дату отметили в Берлине. Со временем всё больше русских общин по всему миру стали проводить мероприятия 7 ноября. Исключение поначалу составляли Польша и страны Прибалтики – по соглашению с Москвой в этих странах запрещалась «антисоветская деятельность». Тем не менее в 1930 году Российский Общественный Комитет в Польше выступил с воззванием учредить День непримиримости для всех эмигрантов. По-видимому, именно тогда праздник получил наименование. По другим данным, инициатором выступила группа «Объединение» Сергея Войцеховского.

В последующие годы дата в противовес советскому «красному дню календаря» отмечалась за границей всё более широко. В 1934 году харбинская газета «Русское Слово» писала, что «День Непримиримости объединил всю эмиграцию». Стоит отметить, что у эмигрантов были и другие общие праздники – День русской культуры, День русского ребёнка, День Русской Скорби (17 июля, дата расстрела царской семьи).

Памятные мероприятия прекратились в период Второй мировой войны, когда русская диаспора буквально боролась за выживание.

Послевоенная традиция

После войны традицию Дней непримиримости возродили бывшие бойцы РОА и оставшиеся на Западе остарбайтеры (угнанные в Третий рейх рабочие). Праздник начали отмечать в так называемых лагерях «ди-пи». В 1947-1950-годах дружинники Организации Российских Юных Разведчиков представили в Германии и США театральные постановки «Трагедия России», которые, по словам Ростислава Полчанинова, «положили начало устройству Дней Непримиримости во всех странах русского рассеяния».

В отличие от СССР, за границей власти не объявляли 7 ноября выходным днём. Поэтому эмигрантские праздники проводились в ближайшие к этой дате выходные.
Для послевоенных лет типичен сценарий праздника, который прошёл в воскресенье, 9 ноября 1952 года, в Брюсселе. Он описан в декабрьском номере белогвардейского журнала «Часовой». Сначала в русских церквях по всей Бельгии отслужили панихиду по «жертвам большевизма», а затем состоялось собрание в Русском Доме. Эмигранты зачитали доклады на следующие темы: «О белом Движении и начале борьбы с большевизмом», «О непримиримости русского воина», «О коммунизме и христианстве», «О непримиримости русской молодёжи и освободительной идее» и другие. Особенно характерно для той эпохи выступление бывшего майора РОА Б. С. Топузе из «Власовского Объединения». Он рассказал слушателям «О непримиримости подсоветских людей».

В связи с событиями Корейской войны белая эмиграция испытывала энтузиазм. Ожидалась открытая война между НАТО и СССР, а значит, и крах сталинского режима. Поэтому эмигранты стремились уладить внутренние распри. На брюссельском собрании по предложению представителя РОВС полковника Николая Ханыкова была принята резолюция:

«Собрание в День непримиримости 9-го ноября 1952 года из представителей российских национальных организаций в Брюсселе, заявляет, что одухотворённые одним чувством непримиримости к коммунизму и стремлением создать единый и общий фронт борьбы, российские патриоты порицают всякие стремления внести в русские ряды клевету и раздор, которые не только наносят ущерб нашему общему делу, но и служат на пользу нашему общему врагу – большевизму».

В разных городах мира в Дни непримиримости кроме молебнов, речей и концертов иногда транслировались отрывки из радиопередач, выставлялась антисоветская пресса, эмигрантская литература. Для организации мероприятий объединяли усилия РОВС, НТС, Украинское освободительное движение, Российское Общемонархическое Движение, казачьи союзы. Эмигранты активно поддерживали Запад в перипетиях Холодной войны. Вместе с тем они напоминали, что нельзя отождествлять советскую власть с русским народом.

Дни непримиримости стали менее актуальны для эмигрантов после краха коммунистического режима в конце 1980-х годов. Зато в 1990 году ленинградское общество «Русское знамя» впервые провело День непримиримости в пределах самого СССР. Однако постсоветская власть не решилась официально перенести в Россию традицию русской эмиграции. В 1996-2004 годах в России 7 ноября отмечался совсем другой по смыслу праздник – День Согласия и примирения. В настоящее время 4 ноября в РФ празднуется День народного единства.