«Дедовщина» — печальное явление советской армии сродни воровским понятиям. В этой закрытой системе существовала своя иерархия и собственная система ценностей.
«Дух» заменяет двух»
«Дух» в ВС СССР – это военнослужащий срочной службы, принявший присягу и пребывающий в действующей армии первые 6 месяцев. Российский писатель и историк, собиратель и издатель армейского фольклора Николай Каланов определяет «духа» в контексте казармы (кубрика) как личность бесплотную, бесполую, неумелую и безмозглую, прав у «духа» чаще всего никаких нет, он предназначается лишь для грязной работы.
«Один «дух» заменяет двух» – неполная цитата из армейского фольклора ВС СССР. В данной фразе варьировался только род войск или виды техники, которая использовалась при производстве работ, где задействовались военнослужащие. Из этой же серии: «"Духи": слава Богу, не убили! "Деды": день прошел, и черт с ним!».
Кандидат исторических наук Константин Банников в своем исследовании квалифицирует «духов» как «низшую касту, тех, кто только что призван и абсолютно бесправен».
Исключение из правил
В диссертации кандидата социологических наук Дмитрия Клепикова о «дедовщине» как социальном институте «золотой дух» определяется как уникум, попавший в определенную среду – отдельно взятое воинское подразделение (отделение, взвод, рота). «Золотой дух» должен быть именно в единственном числе среди сослуживцев старшего призыва. По правилам «дедовщины», «золотого духа» не нагружают работой, он не прислуживает «дедам» и «дембелям». Гнобить и эксплуатировать «золотого духа» считается дурным тоном, того, кто в этом будет уличен, строго накажут.
Коллективизм «золотым духам» все же свойственен, но он всегда хронологически ограничен: там, где в советской армии бытовала эта традиция, «духи» становились «золотыми», когда у «дедов» сакральный стодневный срок до приказа об увольнении по времени ополовинивался. Этот временной «водораздел» становился «Днем золотого духа»: «деды» «менялись» статусами с «духами» – по идее, старослужащий должен был исполнять все приказания военнослужащих младшего призыва, эта традиция походила на подобие ролевой игры.
На деле «духи», как правило, не злоупотребляли предоставленными возможностями, и привилегиями не пользовались – понимали, что «День золотого духа» скоротечен, и по его прошествии все вернется на круги своя. Самые строгие приверженцы соблюдения правил «Дня золотого духа» скрупулезно следили, чтобы «деды» не отыгрывались на «духах», отмщая им после этой временной «передышки», Когда такие случаи все же отмечались, «золотой день» могли и повторить.