19/08/22

Диверсия Зины Портновой: какой подвиг на самом деле совершила советская школьница в оккупации

О подвиге Зины Портновой многие помнят еще со школьной скамьи. Как известно, Зина, работавшая в столовой на оккупированной территории, отравила около сотни немцев. Гитлеровцы заставили Портнову съесть суп, в который она подмешала яд. Однако девочка, в отличие от захватчиков, осталась жива и даже продолжила борьбу в составе местного партизанского отряда.

Отравленный суп для сотни немцев и одной партизанки

Официальную версию событий, которая и была растиражирована в Советском Союзе, приводит в своей книге «Ленинградская утопия» и Елена Первушина. Согласно ей, Зина Портнова родилась, жила и училась в Ленинграде. А вот на летние каникулы девочка всегда приезжала к бабушке в Витебскую область. В июне 1941 года Зина вновь появилась в деревне Зуя. Через несколько дней началась Великая Отечественная война, гитлеровцы вторглись на территорию СССР, и Зина, впрочем, как и многие другие местные жители, оказалась на оккупированной территории. Люди боролись с захватчиками, как могли. Не отставали от взрослых и дети. Так, в соседнем поселке Оболь появилась подпольная организация «Юные мстители», в которую и вступила Портнова.

Однако Зина распространением листовок не ограничилась. Она решила устранить неприятеля физически. Впрочем, Елена Первушина утверждает, что на столь смелый шаг Портнова пошла, следуя указаниям подпольщиков. Тогда она помогала в столовой поселка Оболь, в которой питались немецкие офицеры, проходившие курсы переподготовки. Улучив момент, когда оба повара отвлеклись, Зина высыпала яд из заранее принесенного пакета в котел с супом. В результате около ста гитлеровцев оказались в могилах. Заподозрив Зину в отравлении, оккупанты заставили девочку отведать суп. Для того, чтобы не выдавать ни саму себя, ни своих друзей, Портнова отважно проглотила ядовитую пищу.

Бабушка-целительница или некачественный яд?

После «трапезы» Зина Портнова с трудом добралась до дома своей бабушки, благодаря стараниям которой она и выжила. По крайней мере, так утверждают даже некоторые современные биографы. Аналогичной точки зрения придерживается и Александр Бондаренко, автор издания «Юные герои Отечества». Как утверждает Бондаренко, пожилая женщина отпаивала внучку какими-то настоями или отварами из целебных трав. А чуть позже один из жителей деревни доставил девочку туда, где располагался партизанский отряд. В отряде, по-видимому, был свой врач, потому как, по словам Бондаренко, именно у партизан Зина Портнова и получила дальнейшую медицинскую помощь.

Однако, если верить авторам книги «Литерные дела Лубянки» Александру Колпакиди и Александру Северу, на самом деле для Зины Портновой «угощение» не закончилось летальным исходом, потому что яд оказался некачественным. Да и среди немецких офицеров жертв также не было. Об этом говорилось и в сообщении командования партизанского отряда. Его текст Колпакиди и Север тоже приводят в своем издании. Партизаны утверждали, что 15 августа 1943 года «Женя» (то есть Зина Портнова), работавшая в столовой действительно заложила в котел с пищей яд. Однако никто не умер: 24 немца тяжело болели в течение суток, но жертв среди них не было.

Подтверждение другой подпольщицы и неизвестная смерть

Тем не менее, данный факт нисколько не умаляет того подвига, который совершила Зина Портнова. О том, что яд не подействует, Портнова, безусловно, знать не могла, причем, ни тогда, когда «заправляла» ею суп, ни тогда, когда немцы заставляли ее угоститься смертельным обедом. Однако Фруза Зенькова, которая знала Портнову и которая тоже участвовала в подполье, вспоминала, что диверсия в столовой действительно закончилась неудачей.

Во время выполнения очередного задания Зину Портнову схватили фашисты. На допросе начальник Витебского гестапо Краузе на секунду отвернулся от девочки, а та схватила пистолет и убила самого Краузе и вошедшего в комнату дежурного. Зина выпрыгнула в окно, но сбежать ей не удалось. После пыток юную партизанку расстреляли.