09/01/22

Дмитрий Колесников: тайна прощальной записки погибшего офицера на подлодке «Курск»

Одна из первых записок, обнаруженных на затонувшем «Курске», действительно принадлежала руке Дмитрий Колесникова. Колесников, заменивший погибшего капитана, объяснялся в любви своей жене и передавал приветы близким. Однако это не все, о чем успел написать подводник. Некоторые считают, что часть послания Колесникова засекречена до сих пор.

Обстоятельства гибели «Курска»

Гибель подводной лодки «Курск» и ее экипажа стала одной из самых страшных трагедий в истории России. Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска в 11 часов 28 минут 12 августа 2000 года. В тот день подлодка должна была осуществить учебный пуск ракеты, однако даже после того, как торпедной атаки не последовало, на флоте никто не забеспокоился. Как следовало из доклада председателя комиссии по расследованию аварии Ильи Клебанова, «Курск» был объявлен аварийным лишь спустя 12 часов после случившегося, то есть в 23 часа 30 минут 12 августа. Мало того, по словам Германа Назарова, автора книги «Мифы советской эпохи», власти не сообщали общественности об исчезновении подлодки до утра 14 августа.

По официальной версии, на «Курске» произошел взрыв, причиной которого стала устаревшая учебная торпеда. Долгое время, как пишет в своей книге «Путин. Россия перед выбором» Леонид Млечин, всех убеждали в том, что члены экипажа подводной лодки ушли из жизни практически мгновенно именно в результате взрыва. Вот только на самом деле далеко не все моряки погибли сразу: некоторые остались в живых и отчаянно подавали сигналы с просьбами о помощи. Но соответствующие операции были организованы слишком поздно, поэтому спасти подводников не удалось. Если верить Млечину, о выживших после взрыва стало известно много позже и в том числе благодаря записке, которую написал капитан-лейтенант Дмитрий Колесников.

Записка капитана Колесникова

Тело Дмитрия Колесникова, который фактически взял на себя обязанности командира «Курска», поскольку Геннадий Лячин погиб в первые минуты или даже секунды катастрофы, было извлечено на поверхность одним из первых в октябре 2000 года. Несмотря на то, что сразу после трагедии Россия отказалась от помощи из-за рубежа, как пишет Владимир Устинов в своей книге «Вся правда о «Курске»», 2 октября 2000 года договор все-таки был заключен с норвежским филиалом американской фирмы. Труп Колесникова сильно обгорел, но предсмертная записка, обнаруженная при нем, чудом сохранилась. В первой части записки он признавался в любви своей супруге Ольге и передавал приветы близким.

Вторая часть записки, текст которой приведен в издании «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб "Курск"» Валерия Рязанцева, гласила: «Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». Однако пока шло расследование, полный текст записки, как утверждает Николай Зенькович, автор книги «Первый год Путина», оставался засекреченным. Адмирал Попов заявил журналистам: «Следователи наложили вето на служебную информацию. Содержание записки – это достояние следствия».

Полный текст или только его часть?

Некоторые считают, что полный текст предсмертной записки Дмитрия Колесникова не обнародован до сих пор. По словам Александра Беззубцева-Кондакова, автора издания «Почему это случилось? Техногенные катастрофы в России», в 2001 году российские журналисты нашли медика, который якобы присутствовал при вскрытии тела Колесникова и видел записку. Медик заявил, что Дмитрий писал о том, что после аварии среди членов экипажа «Курска» началась паника. Матросы избили Колесникова, заменившего капитана, когда тот не выпустил их из 9-го отсека. Дмитрий Колесников, как утверждал свидетель, сетовал на отсутствие у него оружия. «Я бы их всех перестрелял» — значилось в записке.

Однако Ольга, вдова Колесникова, заверяла, что она тоже читала записку, в которой ничего из того, что было озвучено медиком, попросту не было. По крайней мере именно такие слова супруги подводника приведены в книге историка Николая Зеньковича «Как Путин ельцинскую загогулину выпрямлял». Ольга Колесникова заявила, что в том самом 9-м отсеке находились исключительно взрослые и уравновешенные люди, офицеры, которые наверняка смогли бы навести порядок и без помощи кулаков. Колесникова не верила в то, что на погибавшей подлодке могла разразиться драка. К тому же Ольга присутствовала на опознании тела мужа и все видела собственными глазами. «От Димы остался обугленный череп и две ноги» — сказала она.