26/12/24

Донские казачки: чем они удивляли русских мужиков

Донские казачки, обеспечивавшие надёжный тыл казаков заслужено ассоциируются с преданностью традициям и верностью семейному очагу, хозяйственностью и неукротимым нравом, красотой и свободолюбием.

Поскольку казаки по воле судьбы постоянно находились то на службе, то в походах, все бытовые тяготы ложились на плечи статных казачек.
Невольно вдовствовавшие порой в течение нескольких лет дончанки выполняли не только женские, но большинство мужских обязанностей. Возделывание земли, уход за домашним скотом, выращивание садов и огородов, косьба сена, уборка и заготовка урожая, поддержание в порядке куреня и подворья – это далеко не полный список неженских функций казачек.
В период отсутствия мужа донская труженица была полноправной хозяйкой дома, справлявшейся со своими не хилыми обязанностями благодаря, опыту, ловкости и не дюжей силы.
Иной раз по хозяйственной части казачки были проворнее своих мужей, которые воюя, утрачивали навыки необходимые в мирной жизни

.

В отличие от русских крестьянок, не предпринимавших никаких действий без ведома супруга, казачки обладали большей свободой.
Формально все решения в доме после отбытия молодых мужчин на службу должен был принимать дед-казак. Однако нередко израненный в боях старик был не в состоянии усмотреть за большим семейством и хозяйством.
Поэтому казачки брали инициативу в собственные руки и организовывали домочадцев, раздавая каждому работу по силам и способностям.
Донские прелестницы с успехом проворачивали товарно-денежные операции, зная толк в выгодной продаже своей продукции и выигрышной покупке необходимых в быту вещей. Они не разбрасывались деньгами, а тратили их с умом, не давая опустеть семейной копилке.

Донская казачка могла с лёгкостью управляться не только с готовкой и уборкой, но и с боевым оружием, которое она брала в руки для защиты родных и дома в момент отсутствия мужа.
Отменно владея шашкой и другим холодным оружием, она к тому же была обучена стрельбе из ружья и пушек, из которых она палила до самой смерти, предпочитая её позорному плену.
Если при нападении мужчины были в станице, то роль женщины сводилась к содействию в зарядке орудий, ремонте укреплений, обеспечении безопасности детей и оказании первой медицинской помощи раненым. Но если случалось несчастье, и муж казачки погибал, она имела право занять в бою его место.
В памятном для донских казаков 1641 году при обороне Азова принимали участие 800 казачек.

.

Несмотря на то, что казаки прилюдно никогда не показывали своего трепетного отношения к женщинам и не проявляли нежных чувств, тем не менее, они испокон веков уважительно относились к своим матерям, сёстрам, жинкам и дочерям.
Демонстрируя своё гендерное превосходство над женщинами, станичники самоутверждались, а мудрые дончанки в присутствии мужчин не позволяли себе проявлять излишнюю силу и не требовали дополнительных правах.
У каждой казачки в зависимости от возраста были свои права, ущемление которых порицалось на Войсковом Круге, где от их имени выступали отцы, мужья или братья.
Своего представителя на собрании донцов могла иметь и одинокая женщина, которая выбирала из ходатая, отстаивавшего её интересы.
Под личной защитой совета стариков и атаманов находились сиротки и вдовы, которым, в виде исключения, иногда разрешалось посещать Сход. В их присутствии казаки обязаны были стоять, а если казачка была пожилой – ещё и обнажить голову.

О либеральности взглядов казачества свидетельствует тот факт, что никто не мог против воли принудить казачку вступить в брак. Принимая предложение потенциального жениха, дончанка должна была провести определённую манипуляцию с его головным убором. Войдя в дом выбранной девушки, казак клал на стол фуражку донышком вниз, и если в процессе общения казачка понимала, что хочет связать с этим молодцом свою судьбу, она переворачивала форменный убор донышком наверх, а в противном случае просто убирала его со стола.

Поведение казачек, как девушек, так и женщин, на станичных праздниках едва ли можно было назвать закрепощённым. Многие вещи могли привести в культурный шок их русских современников. Жившие по соседству русские крестьяне порой обвиняли дончанок в разврате и блуде. Так, даже замужние донские красавицы без стеснения могли разговаривать, танцевать, флиртовать и кокетничать с любым казаком, при этом, не переходя шаткую границу дозволенного.
Однако донцы должны были проявлять осторожность, поскольку в зависимости от семейного статуса казачки они могли себе позволить разную степень вольности в общении.

.

Чтобы казак по незнанию случайно не оскорбил своими действиями казачку, женщины носили кольца, которые свидетельствовали об их положении: девушку, находившуюся в поисках суженого, выдавало серебряное украшение на пальце левой руки, в то время как просватанная девица носила его на правой руке. Колечко с бирюзой обычно надевали те, чьи женихи находились на службе, золотое кольцо на правой руке могли себе позволить замужние казачки, а на левой вдовы или разведённые.
К слову казачки имели право инициировать развод уже тогда, когда в России эта процедура была запрещена даже для мужчин. И хотя в казачестве не приветствовались подобные явления, но они случались и демонстрировали высокую степень свободы прав донской красавицы.
Несмотря на весёлый и безудержный нрав понятие чести для казачек было первостепенным, и он крайне редко попирали его своими недостойными выходками. Ожидая возвращения мужей со службы, они могли десятилетиями хранить им верность. В той связи показателен пример жены казака Семёна Дежнёва, не появлявшегося дома 19 лет, за которые его новорождённый сын превратился в бравого воина, а супруга продолжала свято чтить семейные ценности.
Но вопреки общей высокой нравственности донских казачек в каждой станице допускалось проживание одной бесшабашной бездетной вдовушки, скрашивавшей досуг одиноких мужчин.

Донцы, воевавшие в разных землях, частенько в качестве трофеев привозили с собой жён, которые разбавляли своей экзотической кровью геном казаков.
Бесконечные конфликты с Турцией способствовали появлению на Дону большого числа полонянок, известных под названием «ясырки».
Эти турчанки, как впрочем, и черкешенки, и татарки усвоив под руководством настоящих казачек устои жизни станичников, быстро становились полноправными членами казачьего сообщества.