Сотрудничество СССР и США в ходе Великой Отечественной войны иногда выливалось в досадные инциденты. Так, самым трагичным признан воздушный бой над сербским городом Ниш в день годовщины Октябрьской революции (7.11.1944 г.).
Бой над Нишем
По сохранившимся в ЦАМО и частично засекреченным до сих пор оперсводкам штаба 17-й воздушной армии, боевым донесениям штаба 288 истребительной авиадивизии вырисовывается неприглядная картина произошедшего.
Командование США знало, что район Ниша был зачищен советскими войсками в середине октября 1944 г. Советское командование было уверено, что противника на территории нет.
В книге участника описываемых событий, Героя Советского Союза Николая Шмелёва, «С малых высот», говорится, что первая мысль бойцов РККА была – немцы! Подняли в воздух звено 866-го истребительного авиаполка, сбив два американских самолета. Поняв, что перед ними союзники, летчики были вынуждены применять бой с маневрами на малых высотах, сигнализируя «мы – свои». Лишь откровенная демонстрация красных звезд на фюзеляже остановила воздушное сражение.
Однако получасом позже подверглась бомбежке колонна РККА. Советские потери составили 35 человек убитыми, в т.ч. погиб командир 6-го гвардейского стрелкового корпуса Г. Котов, ранили 39 человек. Было сбито по три советских ЯКа и американских «лайтнинга», несколько машин с обеих сторон выведены из строя.
Свидетельства очевидцев
В книге сербского историка Светозара Йокановича, «Бой с «рамами», приводится множество воспоминаний участников воздушного боя. Летчик Л.К. Карр с восхищением рассказывал, как красиво удалось разбомбить колонну из пяти грузовиков и санитарной машины. Опознавательные знаки разглядеть не удалось сначала, но все были уверены, что это немецкая техника.
В оперсводке 17-й воздушной армии сообщалось о воздушном бое восьми самолетов ЯК-9 с 18 самолетами «Лайтнинг» союзников. Советские самолеты только защищались, указывая американцам на их явную ошибку.
Ошибка или спланированная акция?
Американцам пришлось оправдываться... бесцеремонно обвинив в ошибке советское командование, своевременно не передавшее союзникам информацию о смещении линии фронта на 100 км. Такую версию озвучил генерал Д.Р. Дин в беседе с генералом армии А.И. Антоновым 9 ноября в Кремле, стенограмма которой приведена историком Ю.В. Рубцовым в статье «Удар американской авиации по советским войскам».
Заявление не соответствовало действительности. Уже три недели, начиная с 14 октября, город Ниш был освобожден от фашистов.
Американской авиации был дан приказ бомбить немцев, стягивавшихся из Греции в Триест. Кремль эту версию отмел сходу, ведь Ниш и греческая граница отстоят друг от друга на 400 км. Непонятен и факт повторной бомбардировки в течение получаса советской мотоколонны. Никто из американских пилотов не сообщил «наверх» об ошибке.
Следователи РККА приняли версию американских коллег. Американские пилоты следовали с базы Фоджа (Италия) к трассе Скопье-Приштина. Дороги и топография местности близ Ниша оказались сходной со Скопье.
Следователи проигнорировали найденную командиром 288-й истребительной авиадивизии Б.А.Смирновым в сбитом «лайтнинге» полетную карту с указанием в качестве цели операции — Ниша и Приштины. К тому же американец Карр категорически утверждал, что никакой ошибки не было, и удар был нанесен точно по указанной цели.
Изменилась риторика генерала Дина. Первоначально он обвинял советское командование, затем стал все валить «на дурака» полковника К.Т. Эдвинсона, которому был дан один приказ, а он заблудился и нанес удар не там, где планировалось. Вот только у «слабоумного» комэска было четыре тысячи часов налета и три десятка боевых вылетов, а авиация ВС США в ходе последнего года войны 14 (!) раз бомбила Ниш и хорошо знала его с воздуха. Историки склоняются к мысли о том, что акция была оперативной комбинацией с разведкой в боевых условиях.
Военный историк Рубцов приводит слова генерала Дина о тяжести координации действий своих войск на больших расстояниях от Москвы и необходимости внедрения американских военспецов в советские фронтовые штабы, а советских – в штаб Средиземноморского командования. Но Ставка координировала из Москвы множество фронтов. Почему американцы не проконтролировали три эскадрильи и за три недели не довели до подчиненных, что территория освобождена?
РККА стремительно освобождала Европу. Провокация могла стать поводом для размещения в советских войсках наблюдателей. К тому же, «случайный» удар по союзникам давал массу полезной информации для разведки.
Генерал Антонов, который разруливал инцидент, заявил, что координация действий союзников не имеет никакого отношения к уже имеющимся договоренностям. По ним, ВС США обязаны были предупредить Генштаб РККА об операции полковника Эдвинсона, но «забыли» об этом.
Верховный главнокомандующий И.В. Сталин ссориться с союзниками не хотел. Поставки техники по ленд-лизу его устраивали, второй фронт действовал. Гибелью генерала и трех десятков бойцов можно было пренебречь.
Инцидент, дойди он до вермахта, сыграл бы на руку немцам, демонстрируя разлад в союзнических войсках. Американцы изображали тщательно проводимое расследование, а Кремль делал вид, что верит. Материалы по давнему инциденту в Нише до сих пор до конца не рассекречены, и однозначного ответа – что же все-таки послужило причиной «американской ошибки» – до сих пор нет.