16/05/22

«Дядя Вася» Маргелов: главные тайны биографии «отца» советских десантников

Благодаря Василию Маргелову советские воздушно-десантные войска стали элитой  отечественной армии. Несмотря на высокий пост, командующий ВДВ был для десантников «своим парнем» – недаром они и назвали Маргелова по-свойски «дядей Васей». Уважение среди сослуживцев и подчинённых генерал завоевал и своим открытым характером. Именно поэтому в биографии Маргелова практически нет белых пятен.

Настоящая фамилия

На самом деле командующий Воздушно-десантными войсками должен был носить несколько другую фамилию. Будущий генерал родился в 1908 году на Украине в городе Екатеринославле (ныне Днепропетровск) в семье выходцев из Белоруссии. Отца Маркелова, рабочего-металлурга, звали Филиппом Ивановичем Маркеловым. Именно так, через «к», когда-то звучала эта известная фамилия.

Однако, как утверждает Сергей Гресь, автор книги «Гусар», однажды Маркелов-старший оказался невольной жертвой невнимательного чиновника. Дело в том, что Филипп Иванович вступил в партию, в связи с чем и получил на руки партбилет. Именно в этом документе и была допущена ошибка, благодаря которой сам новоиспечённый коммунист и его сын получили другую фамилию. Так Маркеловы стали Маргеловыми.

Завал в шахте

Но, видимо, никто из Маркеловых не придавал особого значения одной букве. Тем более что людьми они были простыми, без претензий. В том же духе Маргеловы воспитывали и своего сына. Так, Василий Маргелов начал помогать родителям ещё в подростковом возрасте. Работал кем придётся: и учеником мастера кожевенного дела, и грузчиком, и плотником, и почтовым экспедитором. Но отдельного внимания заслуживает период жизни Маргелова, когда он трудился на шахте имени Калинина чернорабочим, а позже и коногоном (погонял лошадей, которые возили вагонетки).

Как пишет в своей книге «Генерал Маргелов» Олег Смыслов, именно тогда Маргелов получил первые уроки мужества. Как-то раз в шахте произошёл завал. Многие коллеги Василия Филипповича пали духом и просто опустили руки. Но сам Маргелов и ещё несколько горняков продолжали разбирать породу. Более трёх суток они провели без воды и пищи, но всё-таки сумели выбраться наружу. После этого случая состояние здоровья Маргелова заметно ухудшилось, и ему пришлось переквалифицироваться в лесника.

Ответный удар

Впрочем, Василий Маргелов и на новом месте надолго не задержался. Через 3 года его призвали на армейскую службу. Отдавая долг родине, Маргелов понял, в чём его истинное призвание. Он с отличием окончил военную школу, в связи с чем впоследствии назначался исключительно на командные должности. В качестве командира Маргелову довелось поучаствовать в Польском походе Красной армии, в Советско-финской и Великой Отечественной войнах. Именно с последним военным конфликтом и связана ещё одна необычная история, приключившаяся с Василием Филипповичем.

Василий Кривопалов в своём издании «Записки советского офицера: на рубеже эпох» пишет о том, что после очередного боя тогда ещё командира полка Маргелова вызвал к себе командир корпуса Чанчибадзе. Ни слова не говоря, Чанчибадзе прямо с порога ударил Маргелова. Но Василий Филиппович не только устоял на ногах, но и дал сдачи драчуну. От одного удара Маргелова Чанчибадзе повалился на пол. А потом поднялся и, потирая ушибленную челюсть, сказал: «Молодец! Будешь командиром дивизии!»

Смертельный прыжок

После победы над Германией Василий Маргелов окончил Высшую военную академию и был назначен командующим Воздушно-десантными войсками. Об этом знают многие. Но мало кому известно о том, что вторым «отцом» ВДВ должен был стать генерал Михаил Денисенко. Как утверждает сын Маргелова Александр на страницах своей книги «Десантник № 1. Генерал армии Маргелов», вступив в должности командиров дивизий, «дядя Вася» и «дядя Миша» обменялись клятвами в том, что каждый из них совершит по 6 прыжков с парашютом. После выполнения обещания генералы должны были выслать друг другу телеграммы.

Однако телеграмму от Денисенко Маргелов так и не получил. Михаил Иванович погиб во время третьего прыжка 7 апреля 1949 года. Несмотря на то, что Маргелов тяжело переживал утрату и сам не раз ломал ноги при приземлении, он не отступил от своего и довёл дело до конца. Кроме того, трагедия, случившаяся с Денисенко, заставила Василия Филипповича с ещё большим вниманием отнестись к вопросам предпрыжковой подготовки и безопасности самих прыжков.