С именем Дэна Сяопина связывают последние достижения Китая, а в политическом курсе видят альтернативную историю Перестройки.
Французский период
Правильно говорят – жизненный путь закладывается в детстве. Так случилось и с молодым Дэном Сяньшеном, родившимся в 1904 году в семье помещика Дэн Венминя. Его отец стремился дать сыну хорошее образование и записал его в одну из лучших школ Чунцина, откуда Дэн в 1919 году отправился учиться во Францию, как один из преуспевающих студентов.
Итак, молодой мальчик, китайский интеллигент приезжает во Францию и оказывается, буквально, без гроша в кармане. Отцовских денег не хватало. Приходилось работать, но во Франции царил кризис, китайцев брали исключительно на кабальных условиях. Дэн работал чернорабочим, слесарем, официантом. Этот нелегкий период принес ему новое имя – Сяопин, от названия небольшой китайской дорожной бутылочки для переноса водки. Друзья нашли в ней внешнее и личное сходство с Дэном – маленькая и пузатая на вид, эта посудина отличается устойчивостью. Сяопин невозможно перевернуть —даже если положить на бок, он непременно снова встанет на донышко. Как говорится, «как лодку назовешь, так она и поплывет».
Именно во Франции Сяопин, насмотревшись "прелестей" капитализма, делает свой первый шаг к коммунизму, вступив в 1924 году в Китайскую коммунистическую группу во Франции.
Иван Дозоров
Спасаясь от гонений правительства Франции, которое вскоре положило глаз на «опасного коммунистического агитатора», Дэн отправляется продолжать обучение в нэповскую Москву, где вскоре поступает в Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена – «кузницу кадров» для Красного Китая. В качестве конспирации он получает студенческий билет на имя Ивана Сергеевича Дозорова. Контраст с Европой колоссален – все бесплатно. Экономика страны была на подъеме – открывались новые магазины, рестораны, кафе. «У нас никогда не было недостатка в курах, утках, рыбе и мясе, – вспоминал один из одноклассников Дэна. Мы получали хорошее питание три раза в день. На завтрак, например, нам давали яйца, хлеб с маслом, молоко, колбасу, чай, а иногда даже икру». Впоследствии, именно это впечатление всеобщего благополучия после голодной жизни во Франции, этот «бухаринский социализм» ляжет в основу «китайского чуда» Сяопина, который потом вспоминал: «Я приехал в Россию прежде всего для того, чтобы, научившись соблюдать железную дисциплину и получив коммунистическое крещение, полностью коммунизировать свои идеи и поступки».
«Великий кормчий»
Вернувшись в Китай, Дэн по-новому взглянул на положение бедных, бесправных крестьян и рабочих, которые составляли большую часть населения страны. Здесь он продолжает борьбу против консервативного гоминьданского правительства, активно поддерживает связи с Мао Цзэдуном. Молодой Дэн находился под глубоким впечатлением от коммунистического лидера. Во имя него Сяопин принял первую «политическую смерть» - в 1933 году его сместили со всех слоев за следование идеям Мао и критике левацкого пути.
Но пути двух великих сторонников быстро разошлись. Немалую роль здесь сыграл личный фактор. Мао Цзэдун был классическим восточным деспотом – он мог позволить себе вставать посреди дня, проводить заседания, лежа на кровати, принимая трапезу. Да и требования свои он объяснял загадками: «Дождь будет падать с небес, вдовы — выходить замуж», считал, что так «выманит змей из нор». Иногда Дэн просто не понимал, чего от него хочет великий вождь. Но последним толчком для Сяопина стала политика большого скачка, которая обернулась настоящим бедствием для Китая, гибелью тех «простых» людей, ради защиты которых Дэн встал на путь коммунизма.
«Кошка»
Задача восстановить экономику после большого скачка легла на плечи Дэна. Он прекрасно понимал, что продолжение политики Мао приведет к новой катастрофе. Только деколлективизация и освобождение экономики может спасти Китай. В конце концов: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка». Именно эта пословица, которую обычно говорили на родине Дэна в провинции Сычуань, стала девизом его новой политики. И именно эту «кошку» Мао Цзэдун уже никогда не простил Сяопину.
Великий кормчий, который увидел в новом политическом курсе угрозу своему режиму, обвинил Дэна в «каппутизме», то есть приверженности капиталистическому пути: «Этот человек никогда не признавал классовую борьбу как решающее звено. Ему все равно - марксизм или империализм» - говорил Мао. Уже в 1966 году раздался новый призыв вождя – «Огонь по штабам». Началась «культурная революция», а Дэн Сяопин «погиб» второй раз – его отправили искупать вину трудом на тракторном заводе. Отныне даже его имя под запретом. Дэна Сяопина не существовало, отныне его можно было называть лишь «Старина Дэн».
Серый кардинал
Окончательную реабилитацию Дэн получил только после смерти Мао и падения организации его жены – «Банды четырех». В 1980 году опальный Сяопин, сплотивший вокруг себя сторонников, фактически становится правителем Китая. Но в этот раз он предпочитает оставаться «в тени» оставив себе пост председателя Центрального военного совета. Но отныне и до своей смерти «правил балом» именно Сяопин. Вновь обосновавшись в политических пенатах Китая, он выдвигает лозунг: «Одна страна - две политические системы». Используя опыт, полученный в нэповской Москве, Сяопин провозглашает принцип свободной и смешанной экономики и создает «социализм с китайским лицом», который впоследствии превратит Китай в одну из ведущих стран мира.
Площадь Тяньаньмынь
Несмотря на все свои либеральные реформы, Дэн Сяопин остался верен пути восточной диктатуры. Подобно Мао, он не церемонился с врагами режима, что публично доказал во время событий на площади Тяньаньмынь. Вдохновленные политической либерализацией в СССР, китайские студенты и представители местной интеллигенции потребовали свободы политической системы, многопартийности. Поводом стало свержение с поста генерального секретаря сторонника «быстрых реформ» Ху Яобана и его последующая внезапная смерть от сердечного приступа. Тысячи протестующих собрались на площади Тяньаньмынь, где когда-то в 1976 году многомилионная толпа воспевала честь Дэна Сяопина, критикуя Мао. Встревоженный событиями в СССР, Сяопин приказал подавить восстание в крови. Ему приписывают слова: «Не надо бояться жертв». Солдаты не церемонились – трупы сгребали бульдозерами.
«Горбачев – идиот»
Еще во времена Мао Цзэдуна, КНР разошлась в интересах с советским руководством. Дэн Сяопин не стал отказываться от курса своего предшественника, будучи убежденным в неправильности действий советского руководства. Из всех политических курсов в СССР, он признавал только «ленинский-бухаринский». Говоря о трех мировых революциях, он упоминал лишь Американскую, Французскую и Китайскую. Даже в 1989 году, во время примирения с Горбачевым, когда китайской делегации был устроен самый радушный прием, Сяопин сказал своим подчиненным: «Не надо обниматься с русскими».
Дэн Сяопин испытывал искреннюю неприязнь к Михаилу Сергеевичу. Впоследствии, сын Сяопина говорил, что его отец «считал Горбачева идиотом», ставя ему в вину, что лидер СССР допустил «пятую модернизацию» - демократическую, которой сам Дэн «сказал нет» во время Тяньаньмыньского восстания. Но был ли, вообще, возможен путь азиатского Китая для СССР? Как говорят, что Китаю хорошо, то Советскому союзу тупик.