24/03/23

Дзержинский: трагическая судьба братьев «железного Феликса»

Судьба пяти братьев Дзержинского сложилась по-разному: кто-то был казнен гестаповцами, кто-то прожил совсем недолго, а кто-то в преклонном возрасте скончался вдали от дома.

Витольд

В 1867 году в семье обедневших дворян-шляхтичей Эдмунда Иосифовича и Хелены Игнатьевны родился первенец. Назвали мальчика Витольдом, но уже меньше чем через год родителям пришлось оплакивать первого сына. Младенец скончался.

Возможно, именно поэтому о самом старшем брате «рыцаря революции» советская библиография вспоминала редко, как умалчивала и о сестре Ванде. Если две другие сестры – Альдона и Ядвига – прожили долгую жизнь, то Ванда не отметила и совершеннолетия. Она трагически погибла от рук кого-то из собственных братьев. То ли Стас, то ли Феликс баловались с ружьем и случайно застрелили ее.

Станислав

За пять лет до рождения Феликса в семье появился Станислав. Он единственный из братьев, кто после получения образования остался в родовом имении в Дзержиново. Амбиций он не имел, женат не был, спокойно жил в отцовском доме и служил в Виленском банке. Но умереть в глубокой старости в собственной постели ему помешали роковые обстоятельства.

После 1917 года местные леса кишели разбойниками и беглыми солдатами. Они прознали про «зажиточного банкира» из Дзержиново и решили его ограбить. Хозяин был убит, улов же разбойников оказался мелким. Работа в банке вовсе не гарантировала огромного состояния – сейфов, набитых деньгами и драгоценностями, воры не нашли.

Казимир

Казимир был на два года старше Феликса. Он окончил гимназию в Вильно. Высшее образование инженера получил в немецком университете города Карлсруэ. В 1922-1923 гг. преподавал математику в Тартуском университете. Затем работал в варшавском Минсвязи. Выйдя на пенсию, перебрался с женой в Ивенец (Белоруссия), где их и застала война. Супруги были активными участниками польского подполья, и в рамках этой своей деятельности «сотрудничали» с немцами, добывая ценнейшую информацию. 78-летний Казимир стал городским старостой, его жена 46-летняя Люция (по национальности немка) устроилась в Гестапо переводчиком. В частности, переданные супругами Дзержинскими данные помогли уничтожить в июне 1943 года фашистский гарнизон в Ивенце.

Заподозрить в этих немолодых и солидных людях участников подполья было почти невозможно, однако Казимир Эдмундович фактически сам подписал себе и жене смертный приговор. В присутствии некой Анны Хромец он неоднократно высказывал «вредные мысли», о чем 38-летняя приемщица хлеба донесла куда следует. При обыске у Казимира нашли письма от брата-большевика и его портрет, а также переписку с местными партийными руководителями. Как участник антигитлеровского сопротивления он был расстрелян эсэсовцами вместе с женой в 1943 году на окраине Ивенца.

Игнатий

На два года младше Феликса был Игнатий. Он, как и отец, долгое время работал учителем географии, окончив физмат МГУ. Затем получил повышение и перешел на службу в польское Министерство просвещения. Именно Игнатий внес за брата Феликса, арестованного в 1907 году, денежный залог. Игнатий благополучно пережил военные годы и умер в 1953 году в социалистической Польше в возрасте 74 лет.

Владислав

Самый младший из братьев Дзержинских посвятил жизнь медицине. До революции он окончил медфак МГУ и пошел трудиться в качестве докторанта (практикующего врача, собирающего материал для диссертации) в Бурашевскую психиатрическую больницу в Тверской области. После защиты диссертации перебрался в Харьков, где быстро стал одним из ведущих специалистов в области психиатрии.

Октябрьский переворот не принял и был арестован за антисоветскую пропаганду в 1919 году. При этом родной брат фактически подписал ему смертный приговор. Спасло Владислава вмешательство Ленина: к делам семейным вождь революции относился трепетно. Напомним, что сам он родился в многодетной семьей, а его старшего брата казнили за покушение на Александра III. Ленин настоятельно рекомендовал Дзержинскому отменить смертный приговор.

В 1922 году эмигрировал в Польшу. Был зачислен в резерв, а затем призван на военную медслужбу в ряды Войска Польского. Дослужился до звания полковника санитарных войск. Занимался неврологическими исследованиями в больнице Лодзи, написал первый польский учебник по неврологии. Награжден Золотым Крестом Заслуги. Вышел на пенсию и поселился недалеко от польского Згежа.

В марте 1942-го был арестован как «родной брат известного русского большевика». Гестаповцы пытались склонить профессора медицины к сотрудничеству, требуя его участия в опытах над заключенными. Владислав Эдмундович отказался. В числе других поляков его публично казнили как «шефа советской тайной полиции». Это произошло в лесу, недалеко от дороги на Озоркув.