Американский самолёт F-117A Nighthawk можно считать одним из самых ярких символов авиации XX века. Даже несмотря на то, что всего таких машин было выпущено чуть более 60, включая прототипы. «Ночной ястреб» - первая серийный самолёт со схемой «летающее крыло», первая машина, на которой успешно реализованы стэлс-технологии. Пилоты F-117 горделиво называли себя «бандитами»: пользуясь своей невидимостью, они могли ударить в самое сердце врага и безнаказанно вернуться на базу, совсем как разбойники.
Но во время войны в Югославии им пришлось столкнуться с советской системой ПВО и эта встреча запомнилась американским ВВС надолго - "невидимку" сбили.
Под покровом ночи
Набеги F-117 совершались во многих «горячих точках»: в Панаме, Ираке и Югославии. В общей сложности «Ночные ястребы», с момента ввода в эксплуатацию в 1983 году и до последнего полёта в 2008-м, налетали порядка 220 тысяч часов. И практически каждая минута в небе для самолётов была звездной – пролететь незамеченными мимо средств ПВО и разбомбить штаб соперника для них не составляло большого труда.
Специальная геометрия крыла F-117, радиопоглощающее покрытие самолёта и экраны на компрессорах и соплах - все эти детали делали самолёты незаметными для радаров: сигналы от машины просто не отражались. Уверенность в машинах была настолько высока, что практически все операции «Ночных ястребов» проходили с применением незамысловатой тактики: самолёт отправляли в бой без прикрытия и порой даже по прежнему маршруту.
За это американское командование и поплатилось 27 марта 1999 года.
Старое не значит плохое
Первый и единственный раз F-117 был сбит в районе деревни Буджановцы вблизи Белграда – всего через три дня после начала операции НАТО против Югославии. Обстоятельства этой атаки до сих пор покрыты пеленой неопределённости. Как самолёт был обнаружен и как его удалось сбить?
Так, существуют предположения, что «неведимку» якобы подстрелил истребитель МиГ-29, установивший с нарушителем визуальный контакт. По американской версии, «Ночной ястреб» был обнаружен из-за того, что пилот изменил режим полёта, демаскировав самолёт.
Однако по основной версии, которой придерживается сербская сторона, «Ночной ястреб» уничтожили старым, 1976 года производства зенитно-ракетным комплексом С-125, стоявшим на вооружении 3-й батареи 250-й бригады ПВО под командованием полковника Дани Золтана. Цель была поражена всего двумя ракетами: первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт.
Оказалось, что с технической точки зрения оснащение сербов – скорее плюс в борьбе с F-117, нежели минус. Ведь современные радары используют высокую частоту сигнала. На это и рассчитаны «стэлс»-самолёты, о покрытие которых короткие волны просто рассеиваются. А вот старые радары – преимущественно низкочастотные, длинноволновые. Такие устройства, конечно, не слишком точны, но они видят любой более или менее крупный объект в воздухе.
Плюс ко всему «невидимость» - главная и, возможно, единственная сильная сторона F-117. Сам же по себе «ястреб» - очень неповоротливая и медленная машина, для которой даже ракеты «с опытом» представляют существенную опасность. Именно поэтому в том же Ираке «стэлсы» в основном летали на значительной высоте – чтобы всегда быть в зоне недосягаемости ЗРК. Сбитый же самолёт – случайно или нет – оказался в непосредственной близости от комплексов ПВО: борт был поражён уже через 17 секунд после того, как была дана команда «огонь».
Упорство и труд «стелс» собьют
Вместе с тем важная составляющая любого успеха – люди, которые его добиваются. По признаниям, сделанным Дани Золтаном спустя несколько лет после подвига (а именно так сербы относятся к успешно выполненной полковником боевой задаче), бригада ПВО проделала значительную работу для того, чтобы застать «Ночного ястреба» врасплох.
Задолго до начала бомбардировок Золтан регулярно проводил тренировки своих подопечных, чтобы те в совершенстве овладели вверенной им техникой. Кроме того, существенное внимание полковник уделял маскировке: вместо ненадёжных радио батарея использовала кабельную связь; а пусковые установки и радары постоянно передислоцировались, чтобы не раскрыть своё местоположение.
Пошёл командир и на некоторые уловки. Например, на сербов работали шпионы, которые дежурили у авиабазы в Италии, откуда взлетали F-117. Они докладывали о каждом поднятом в воздух самолёте. Также Золтан самостоятельно внёс изменения в конструкцию ракеты и расположил радары в определённом порядке, чтобы лучше отслеживать появление «невидимки». Правда, о каких именно изменениях и порядке идёт речь, полковник не рассказал до сих пор, сославшись на секретность.
Но как бы то ни было, всё это помогло военному впервые в истории сбить «Ночного ястреба». А вот повторить свой успех Золтану не удастся – американцы впоследствии сменят тактику и перестанут пускать «невидимки» без сопровождения. Хотя сербы утверждают, что за время бомбардировок им удалось подбить F-117 ещё как минимум дважды. Однако оба раза машины смогли дотянуть до базы. В НАТО эти «победы» и вовсе отрицают.